Хендрик Аверкамп, «Сцена на льду» (ок. 1625)
Голландец Хендрик Аверкамп был одним из первых западных художников, чьей «фишкой» стали зимние пейзажи. На его картинах часто запечатлён особый серый свет, когда солнце изо всех сил безуспешно пытается пробиться сквозь облака, а горизонт теряется в дымке. Покрытый льдом водоём у Аверкампа — социальное пространство, и он изображает зиму социальным феноменом, влияющим не только на труд, но и на одежду, моду, игры и даже на романтические отношения.Картина была написана в первой половине XVII века, в период, который называют «Малым ледниковым». Зимы тогда были суровыми, а климат оказал значительное влияние на сельское хозяйство, а за ним — на культуру и политику.
Мэтью Капуччи (он на фото) говорит: «Я вижу первое дыхание весны. Конечно, всё ещё холодно, лёд достаточно толстый, чтобы выдержать лошадь. Но он слегка как бы поддёрнут дымкой со всеми оттенками серого, а некоторые детали на дальнем плане немного искажены. Это заставляет меня думать, что в воздухе немного больше влаги, чем было в ту пору зимой. Так что это, вероятно, конец февраля — начало марта, та первая оттепель, когда лёд ещё есть, но тепло с юга поднимает уровень влаги. Холодный лёд соприкасается с ней, вызывая конденсацию, поэтому у поверхности образуется дымка. Облака не слишком высокие — это не грозовые тучи, а тот неглубокий слой, который образуется с первым тёплым дуновением весны. Малый ледниковый период был особенно тяжёлым для Европы, но мне кажется, что художник хотел показать обратное. Люди выглядят такими энергичными, есть намёк на тепло. Может, он пытается изобразить луч надежды?».
Кацусика Хокусай, «Магазин Мицу на улице Суруга в Эдо» (ок. 1830)
Это изображение горы Фудзи было сделано в период с 1830-го по 1832 год. Характерный пик виден вдалеке за небольшим магазином, который стал родоначальником одной из крупнейших современных корпораций Японии. Гравюра входит в серию «Тридцать шесть видов на гору Фудзи», одну из самых популярных у Кацусики Хокусая. В этом цикле культовая возвышенность была отправной точкой и фоном для изображения деталей повседневной жизни, социальных обычаев и мира природы.Хокусай создал эти гравюры примерно тогда, когда цена на богатый, яркий синий пигмент падала, и он становился всё более доступным для японских художников. В этой работе цвет важен для передачи ощущения хорошей погоды — вместе с благоприятным ветерком, который держит в небе воздушных змеев. Иногда новый материал или техника не только помогают художнику изобразить то, что он видит, но и буквально помогают процессу видения. Когда вы влюбляетесь в определенный оттенок синего, то внезапно обращаете внимание на ясную погоду.