войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Беспокойные затеи Нади Ходасевич-Леже

Ее жизнь — клубок сумасшедших поступков и противоречий. Рожденная в глуши и бедности, она стала миллионершей. Она была убежденным членом компартии — и при этом авангардным художником, критикующим советский соцреализм
Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей. Читать дальше
. Она жила в роскошных апартаментах и ездила на шикарных авто, была меценатом и писала портреты Ленина и Сталина. Упоминая ее имя, непременно добавляют — «жена Фернана Леже», хотя она была женой знаменитого художника всего три года на закате его жизни. Итак, Артхив представляет историю Нади Ходасевич-Леже.
Беспокойные затеи Нади Ходасевич-Леже

Окно в Париж

Надежда Ходасевич родилась в 1904 году в Беларуси в бедной семье. У Нади было семь или восемь братьев и сестер (данные разнятся). Сельский быт, необходимость работать с малых лет… Казалось бы, о занятиях искусством и мыслей быть не должно, однако Надя думала только об этом. Она любила рисовать. Когда началась первая мировая, семья перебралась в российский городок Белев. После революции там открыли Дворец искусств, и тринадцатилетняя Надя записалась в художественный кружок. Два года спустя она оставила семью и поехала учиться в Смоленск. Там она поступила в «Свомас» — Свободные государственные художественные мастерские.

В Свободных мастерских преподавали художники революционных направлений. В течение двух лет Надя Ходасевич учится у супрематистов, знакомится и с самим Казимиром Малевичем.
Абстрактная композиция с красным шаром. Надежда Ходасевич. 1928. Национальный художественный музей Р
Абстрактная композиция с красным шаром. Надежда Ходасевич. 1928. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск
Однажды Наде в руки попадает журнал, в котором она видит работы Фернана Леже. С этого момента девушка одержима идеей уехать в Париж, где работает этот художник.
Во Францию Надя попала в два приема. Сначала ей удалось добраться до Варшавы. Чтобы заработать на хлеб, девушка пошла в няньки, затем работала модисткой. Но главное — ее без экзаменов приняли в Варшавскую Академию художеств! Там Надя познакомилась с другим слушателем Академии — Станиславом Грабовским. Их дружеские отношения вскоре переросли в роман, и молодые люди поженились.
Надежда Ходасевич в 16 лет. Источник фото 

Это был классический мезальянс. Девушка из бедной семьи

Надежда Ходасевич в 16 лет. Источник фото

Это был классический мезальянс. Девушка из бедной семьи попала в богатый буржуазный дом. Правда, к меду благополучия был щедро добавлен деготь — пренебрежение свекрови. Но все это было не важно, ведь мечта о Париже никуда не делась. Надя уговорила мужа поехать во Францию, и в 1924-м они, поселившись в хорошем парижском пансионе, начинают учебу в Академии современного искусства у самого Фернана Леже.

Сбежавшая невеста

Фернан Леже, как и Надя Ходасевич, происходил из простой семьи. Его отец разводил скот. Правда, мать Фернана не была против увлечения сына рисованием, но о ремесле художника речи не шло. В 16 лет Фернан Леже стал учеником архитектора, затем работал чертежником. Казалось бы, почтенное дело, стабильный заработок, но молодого человека тянуло к живописи. Он пошел учиться в Школу декоративных искусств, затем — в частную академию художеств. Ранние работы Леже говорят о его увлечении творчеством импрессионистов, но очень скоро он проникается идеями кубизма. Начиная с 1910 года, Фернан Леже становится активным участником Салонов независимых, успешно работает и даже создает собственную разновидность кубизма — тубизм (основой работ художника были цилиндрические формы).
Однажды, в 1913-м, Фернан сидел в кафе La Closerie des Lilas (знаменитом месте встреч богемы на бульваре Монпарнас) и увидел девушку в свадебном наряде… на велосипеде. Это была Жанна-Огюстин Лои. В тот день она должна была выйти за сына нотариуса, но одним из свадебных подарков был велосипед, и Жанна решила быстренько прокатиться. Увы, короткая поездка каким-то образом превратилась в длинную, и невеста оказалась очень далеко от места, где должна была состояться церемония. Ужас! Но красивый мужчина, появившийся вдруг рядом, сказал ей, что не все потеряно, и Жанна успокоилась. Так начался их роман.
Верден. Копатели траншей. Фернан Леже. 1916 

Когда разразилась первая мировая, Фернан Леже был моби

Верден. Копатели траншей. Фернан Леже. 1916

Когда разразилась первая мировая, Фернан Леже был мобилизован и два года служил в инженерных войсках. В сентябре 1916-го во время газовой атаки под Верденом он получил серьезное отравление и больше года провел в больницах, а затем был демобилизован. Все это время его роман с Жанной Лои продолжался в письмах, а 1 декабря 1919 года они поженились.

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна), проводившая как-то время с Жанной в мастерской ее мужа и написавшая ее портрет, говорила, что мадам Леже «была любезна, забавна и хороша».
Жанна-Огюстин Лои (жена Фернана Леже). Рисунок Марии Воробьевой-Стебельской. 1934. Источник.
Жанна-Огюстин Лои (жена Фернана Леже). Рисунок Марии Воробьевой-Стебельской. 1934. Источник.
В 1920-х Фернан Леже не только пишет картины, но и снимает кино, делает декорации и костюмы для балетных постановок, читает лекции об искусстве. В 1924-м Фернан Леже вместе с Амеде Озанфаном и Отоном Фриезом открывает Академию современного искусства и становится ее директором. Именно в этом заведении стали учиться Станислав Грабовский и его молодая жена Надя.

Рядом с Леже

Отношения между молодыми супругами вскоре стали портиться. Надя увлеклась идеями Леже, а вот Станиславу учеба в академии была не по душе. Начались ссоры. Однажды Надя удачно продала свою студенческую работу, и в доме вспыхнул скандал: Грабовский был оскорблен тем, что жена успешнее, чем он.
Фернан Леже в своей мастерской с учениками. Фото из книги «Художники парижской школы из Беларуси». И
Фернан Леже в своей мастерской с учениками. Фото из книги «Художники парижской школы из Беларуси». Источник
В конце концов, произошел разрыв. В 1927 году Станислав вернулся в Варшаву, хотя к тому времени у них с Надей родилась дочь. Надя осталась в Париже без средств, с ребенком на руках. Недолго думая, она нанялась в служанки в том же пансионе, где жила. Бывший свекор, заботясь о внучке, отправил Наде деньги, но бОльшую часть этих средств она потратила на создание иллюстрированного журнала об авангардном искусстве. Кстати, в то время она выступала под именем Ванда Ходасевич-Грабовская. Но конечно, истинное имя ей было — Авантюра.
В этом была она вся. Почти ребенком оставила родительский дом. Без денег и связей рванула в Варшаву.

В этом была она вся. Почти ребенком оставила родительский дом. Без денег и связей рванула в Варшаву. Не зная французского, отправилась в Париж. Готовила и убирала в пансионе, но в то же время писала картины и строчила статьи для своего журнала. Надя не была красавицей, не могла похвастаться благородными чертами лица, но ее энергии, жизненной силы и очарования хватило бы на десятерых. И вовсе не удивительно, что вскоре рядом с ней появился новый мужчина — Жорж Бокье, чиновник парижского почтового ведомства. Узнав, что Бокье увлекается рисованием, Надя и его затащила в академию Леже.

Энергию и талант Нади к тому времени оценил и сам Фернан Леже. Он предложил Наде должность в академии и сделал ее своей ассистенткой.

Автопортрет. Надя Ходасевич. 1941. Источник

Когда началась вторая мировая, Жорж Бокье ушел на фронт

Автопортрет. Надя Ходасевич. 1941. Источник

Когда началась вторая мировая, Жорж Бокье ушел на фронт, а Леже с женой уехали в США. Фернан Леже звал с собой и Надю, но она отказалась. Осталась в оккупированной Франции и жила на грани ареста, ведь еще в 1932-м вступила в компартию. И не просто жила, а наладила связь с бойцами Сопротивления, передавала им информацию, расклеивала листовки. Спасаясь от слежки, она остригла свою черную косу и перекрасилась в блондинку. Когда Франция была освобождена, Надя Ходасевич вступила в Союз советских патриотов и устроила аукцион, чтобы собрать средства для бывших советских военнопленных. Она дала для аукциона свои работы и полотна Леже, привлекла к участию Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Анри Матисса. Аукцион прошел с успехом, было собрано более трех миллионов франков.

Мир. Надя Ходасевич. Эскиз. 1948. Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск. И
Мир. Надя Ходасевич. Эскиз. 1948. Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск. Источник
В 1945-м супруги Леже вернулись во Францию, возвратился и Жорж Бокье, и жизнь пошла своим чередом. Фернан Леже и Надя Ходасевич-Грабовская работали бок о бок.
Рекомендуемые художники
Надя Ходасевич-Леже. Автопортрет. Литография. 1973. Источник — Le Parisien
Надя Ходасевич-Леже. Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
. 1973. Источник — Le Parisien
Безусловно, за все эти годы Надя не могла не подпасть под влияние своего учителя, но при этом ей все-таки удалось сохранить собственный стиль. Она была намного ближе к реализму, чем Фернан Леже. Он же утверждал, что сюжет в живописи — это ошибка; что он пишет не то, что видит, а то, что понял. После возвращения из США Леже вдохновляется новой идеей — пишет контуры предметов и отдельно — цветовые пятна. Именно в такой манере в конце 1940-х он создает портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Нади «Чтение».
  • Чтение (портрет Нади Леже). Фернан Леже. 1949. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Нади с цветком. Фернан Леже. Ок. 1948. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
Надо сказать, что Надя всю жизнь прожила с художниками, однако писали ее редко. А вот сама она создала множество автопортретов. А еще писала политические плакаты и натюрморты, близкие к примитивизму, делала эскизы для мозаик.
Надя Леже. Фото Иды Кар. 1961. Источник фото
Надя Леже. Фото Иды Кар. 1961. Источник фото
Наверное, Фернан Леже и Надя Ходасевич так и оставались бы лишь товарищами по цеху, если бы не смерть Жанны Леже. Она умерла 1 декабря 1950 года. Фернан Леже овдовел в тот день, когда они с женой должны были отметить 31-ю годовщину со дня свадьбы.

Ему было семьдесят. Спасаясь от одиночества, он стал все больше времени проводить с Надей. Она поддерживала его, помогала во всем. Прошел год с небольшим, и 21 февраля 1952 года Фернан и Надя поженились.
Фернан Леже. Возлюбленные
Надя и Фернан Леже. Источник фото
Надя и Фернан Леже. Источник фото
Надя и Фернан Леже с Пабло Пикассо (крайний слева). Источник фото
Надя и Фернан Леже с Пабло Пикассо (крайний слева). Источник фото
«Я вышла замуж за труд», — как-то сказала Надя, и это было правдой. Всю свою энергию она направила на то, чтобы обустроить для мужа комфортный быт. Их супружество выглядело идеальным, но оказалось недолгим. Через три с половиной года, в августе 1955-го, Фернан Леже умер.

Унаследовав все состояние мужа и его работы, Надя Леже решила, прежде всего, достойно представить его искусство потомкам. За месяц до смерти мастер приобрел небольшой дом в Бьоте на юге Франции. На этом месте Надя создала музей Фернана Леже. В специально спроектированном и построенном здании разместились его полотна, скульптуры, гобелены, витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
. Еще один небольшой музей она открыла в Нормандии, на родине мужа. А потом отправилась на собственную родину.
Национальный музей Фернана Леже в Бьоте, департамент Приморские Альпы, Франция. Источник фото — wiki
Национальный музей Фернана Леже в Бьоте, департамент Приморские Альпы, Франция. Источник фото — wikimedia

Надежда для СССР

В 1959 году, через сорок лет после отъезда в Варшаву, Надя Ходасевич-Леже приехала в Советский Союз. В стране уже наступила оттепель, тем не менее, Наде пришлось потрудиться, чтобы растопить лед в отношениях. Да, Фернан Леже рисовал рабочих и обращался к индустриальным мотивам, а сама Надя писала картины на тему «миру — мир», однако их работы были так далеки от канонов соцреализма! С одной стороны, и Надя, и Фернан Леже были коммунистами, она участвовала в Сопротивлении и дружила с руководителями французской компартии. Но «хороша» же эта партизанка и коммунистка, которая щеголяет в своих дорогущих шубах!
Материнство (Миру мир). Надя Ходасевич-Леже. Холст, масло. 1952. Государственный музей изобразительн
Материнство (Миру мир). Надя Ходасевич-Леже. Холст, масло. 1952. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва. Источник
В общем, советским «искусствоведам в штатском» Надя Леже принесла немало головной боли. Но свернуть ее с намеченного пути было невозможно. Она устраивала в СССР выставки работ Фернана Леже, а заодно своих собственных и Жоржа Бокье (он вновь был с Надей и вместе с ней вел все дела по созданию музея Леже и организации выставок).

Благодаря ее стараниям в СССР привезли «Джоконду» и выставку работ Пикассо.

Надя тесно общалась с Екатериной Фурцевой, опекала советские делегации во Франции, дружила с советскими писателями, актерами и режиссерами. Литературное свидетельство этой дружбы — рассказ Сергея Довлатова «Куртка Фернана Леже» — о том, как вдова советского актера Николая Черкасова встретилась в Париже с Надей, и та передала в подарок молодому писателю вельветовую куртку, принадлежавшую когда-то мэтру.

В общем, «культурный обмен» между СССР и Францией в те годы был во многом делом рук Нади Леже. При этом она умудрялась спорить с той же Фурцевой, заявляя, что в соцреализме, «который существует в СССР, нет живописи». И продолжала смущать советских музейщиков своими шубами. Приходила на выставку и, не глядя, стряхивала очередное норковое сокровище с плеч. Директор художественного музея в Минске приставляла к именитой гостье специальных сопровождающих, которые должны были подхватить шубку в нужный момент. А сама Надя считала, что зрители, глядя на ее наряды, должны понять: работы Фернана Леже, которые она привезла для них, — большая ценность.
Надя Леже в Государственном художественном музее БССР (ныне Национальный художественный музей Респуб
Надя Леже в Государственном художественном музее БССР (ныне Национальный художественный музей Республики Беларусь). Вторая слева — директор музея Елена Аладова. 1967. Источник фото
Кстати, драгоценности (буквально) Надя Леже создавала и сама. Их можно увидеть в Оружейной палате на выставке «Супрематическое предвидение». Вдохновившись полетом Юрия Гагарина, Надя Леже использовала свою раннюю графику для изготовления ювелирных украшений.
Брошь Castor. Надя Леже. 1970. Музеи Московского Кремля.
Брошь Castor. Надя Леже. 1970. Музеи Московского Кремля.
Кольцо Ophiuchus. Надя Леже. Золото, платина, бриллианты. 1970. Музеи Московского Кремля
Кольцо Ophiuchus. Надя Леже. Золото, платина, бриллианты. 1970. Музеи Московского Кремля
Брошь Lune. Надя Леже. Золото, белое золото, бриллианты. 1970. 
Музеи Московского Кремля
Брошь Lune. Надя Леже. Золото, белое золото, бриллианты. 1970. 
Музеи Московского Кремля
Брошь Polaris. Надя Леже. Франция. Белое золото, бриллианты. 1970. Музеи Московского Кремля
Брошь Polaris. Надя Леже. Франция. Белое золото, бриллианты. 1970. Музеи Московского Кремля
Источник — сайт Музеи Московского Кремля
В 1976-м эти броши и кольца из платины, золота и бриллиантов Надя подарила советскому правительству.
  • Супрематизм
    Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Читать дальше
    . Надя Леже. Бумага, цветная литография
    Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
    Читать дальше
    . 1972-1973. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
  • Супрематизм
    Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Читать дальше
    . Надя Леже. Бумага, шелкография
    Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
    . ок. 1969. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
Интересно сопоставить объемное воплощение идей Нади Леже с представлением сюжетов на плоскости. Почему-то драгоценности кажутся более оригинальными.
Кстати, уже упомянутая директор минского художественного музея Елена Аладова вспоминала: услышав ее жалобы на нехватку средств, Надя Леже сняла со своей блузки золотую брошь собственного дизайна и протянула Аладовой со словами: «Вот, тут хватит на все!». Директор советского музея от подарка, разумеется, отказалась, но часто вспоминала об этом случае.
Надя Леже. Источник фото
Надя Леже. Источник фото
Но, пожалуй, дороже золота и бриллиантов были сотни копий шедевров мировой живописи, которые Надя заказала, привезла в СССР и подарила белорусской деревне Зембин (здесь родилась ее мать, сюда переехала со временем семья Ходасевич, здесь потом и умерли родители Нади) и другим городкам и селам, где не было своих музеев. Потому что искусство должно быть доступно всем — так считал и Фернан Леже, и Надя.

Еще один ее дар могут увидеть все, кто бывает в подмосковной Дубне. Там в одном из скверов установлены созданные по эскизам Нади Леже мозаичные портреты Петра Чайковского, Максима Горького, Владимира Маяковского, Льва Толстого, Юрия Гагарина, Майи Плисецкой.
Рекомендуемые работы
Оксана Логвинова. Снежный день. Серия "Старый город"
Снежный день. Серия "Старый город"
40×50 см
$78
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$438
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$486
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$311
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$389
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$632
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Мозаики по эскизам Нади Леже. г. Дубна, Московская область. Источник — wikimedia
Мозаики по эскизам Нади Леже. г. Дубна, Московская область. Источник — wikimedia
«Много раз я слышала: „К чему это вам? Откажитесь от беспокойных затей!“ — А я с детства люблю беспокойные затеи!» — писала Надя Ходасевич-Леже.

Она умерла 7 ноября 1982 года в Грасе. Надгробье ее могилы украшает мозаичный автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
.