войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Один в поле воин: 10 самых дорогих картин Жана-Мишеля Баскии

Составлять топы проданных работ нью-йоркского бунтаря от искусства — дело неблагодарное. Они устаревают со стремительной скоростью: только за первую половину 2021 года в этом рейтинге обновились сразу четыре позиции. И если до 2002 года стоимость самой дорогой картины Баскии не превышала 3,5 миллиона долларов, то сейчас в топ-10 даже нет работ дешевле 35 миллионов.
Один в поле воин: 10 самых дорогих картин Жана-Мишеля Баскии

La Hara (1981), 35 млн долларов

Если быть точнее, то сумма, уплаченная за работу Баскии на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в мае 2017 года, лишь немногим не дотянула до круглой цифры и составила 34 967 500 долларов США. Картина была написана в переломный для художника период, когда он окончательно ушел от создания граффити на улицах Нью-Йорка и полностью сосредоточился на работе в студии. В 1981 году он трудился в подвале галереи Аннины Носей в районе Сохо, где предположительно и была написана картина La Hara. Этим словом на уличном сленге в середине прошлого века пуэрториканцы обозначали полицейских, так как в 1940-х годах ирландская фамилия О’Хара была очень распространена среди представителей этой профессии в Нью-Йорке. Это один из редких случаев, когда на работе Баскии изображен светлокожий персонаж, причем в ипостаси свирепого представителя закона. Для художника, особенно в период его увлечения стрит-артом, столкновение с блюстителями правопорядка могло стать фатальным. Как это и произошло с темнокожим уличным художником Майклом Стюартом всего два года спустя после написания «Ла Хары». Он был задержан во время создания граффити на одной из станций метро Нью-Йорка, впал в кому после избиения полицейскими и умер 13 дней спустя. Это событие поразило Баскию: «Это мог быть я», — говорил он своим друзьям. В память об этом художник в 1983 году написал картину «Смерть Майкла Стюарта» прямо на стене студии художника Кита Харинга.

«Поле у другой дороги» (1981), 37,1 млн долларов

Одно из самых ранних монументальных (2,2×4 м) полотен художника было написано во время поездки в Италию. 20-летний Баския прибыл в Модену на свою первую персональную выставку в Европе по приглашению арт-дилера Эмилио Маццоли после того, как тот увидел его работы на выставке New York / New Wave в феврале 1981 года. Художник был совершенно очарован итальянским образом жизни и пышной средиземноморской красотой местной глубинки. Возможно, поэтому «Поле у другой дороги» настолько отличается от привычной атмосферы картин Баскии — нервных, хаотичных и переполненных фактурами и цветом. Почти пасторальное настроение картины поддерживается скупой цветовой палитрой и плавными умиротворяющими мазками. Спустя год после продажи картины в мае 2015 года аукционный дом Christie’s подал судебный иск на покупателей, которыми оказалась семья Муграби — пара, знаменитая своей коллекцией произведений искусства (которая и стала камнем преткновения в процессе их последующего развода). Оказалось, они внесли за картину депозит 5 млн долларов, но так и не выплатили остальную часть, что им в итоге пришлось сделать в судебном порядке.

«Без названия» (1985), 37,2 млн долларов

18 июня 2021 года на аукционе Sotheby’s в Гонконге безымянный триптих стал четвертой картиной, вошедшей в топ-10 за последние шесть месяцев Картина известна тем, что появлялась на обложке журнала New York Times, когда в нем вышло большое интервью с художником в 1985 году.
Фото, которое поместил на обложку New York Times в 1985 году. 
 Фотограф Lizzie Himmel/AP/Brooklyn
Фото, которое поместил на обложку New York Times в 1985 году.
Фотограф Lizzie Himmel/AP/Brooklyn Museum, источник
Учитывая фактор «работы с обложки журнала», картина могла побить очередной рекорд, но в итоге финальные цифры оказались не так уж высоки.

Эксперты отмечают, что наибольшим спросом у коллекционеров пользуются картины Баскии, написанные в 1982 году, когда уличный художник только обрел настоящую славу в арт-тусовке Нью-Йорка. Кроме того, ценятся изображения с черепами, характерным для Баскии знаком короны и зашифрованными надписями.

«Воин» (1982), 41,8 млн долларов

В марте 2021 года картина установила рекорд на аукционе Christie’s в Гонконге, став самым дорогим произведением западного искусства на азиатском рынке. Масштабная деревянная панель подорожала более чем на 30 млн долларов за девять лет — с тех пор как известный ценитель искусства Эби Розен, американский магнат немецкого происхождения, заплатил за нее 8,7 млн долларов в 2012 году. Изображение зеленоволосого воина со свирепым оскалом и налитыми кровью глазами выполнено акрилом, аэрозольными красками и масляными мелками. В начале 1983 года корреспондент журнала Interview спросил Баскию, присутствует ли в его работе ярость. На что художник ответил: «Это приблизительно 80% ярости».

«Гибкость» (1984), 45,3 млн долларов

У картины, проданной 17 мая 2018 года на аукционе Phillips в Нью-Йорке, примечательная история создания. После открытия выставки Баскии в Западном Голливуде в 1983 году художник решил на какое-то время перебраться на Западное побережье, чтобы немного отвлечься от нарастающего стресса, в который его погружал арт-мир Нью-Йорка. Баския работал в своей студии недалеко от пляжа в районе Венеция. Однажды он вышел передохнуть на задний дворик студии, огороженный ветхим забором, и был напуган спящим бездомным, который каким-то образом ухитрился проскользнуть сквозь его перекладины. И тогда художник решил избавиться от ограды, ведь если не будет закрытого пространства, то и не будет страха от угрозы вторжения на частную территорию. А останки забора Баския решил использовать в качестве материала для написания картин: в период с 1984 по 1986 годы он написал 17 работ на деревянных рейках. А когда они закончились, в 1984 -1986 годах в Нью-Йорке он создал еще несколько деревянных панелей из материала, приобретенного на лесопилке в Сохо.

«Пыльные головы» (1982), 48,8 млн долларов

Название картины, поставившей рекорд на аукционе Christie’s в мае 2013 года, отсылает к сленговому обозначению для любителей «ангельской пыли» — наркотика, также известного под названием PCP. Арт-критики назвали работу «эмблемой гнева и ужаса», хотя это скорее похоже на их собственные эмоции при взгляде на нее. Персонажам на картине скорее весело: они пребывают в красочном мире наркотических галлюцинаций, а на лице одного из них застыла широкая улыбка. Считается, что обе фигуры — автопортреты Баскии, и для этого есть основания. Вся его творческая жизнь прошла в сопровождении наркотиков, и они стали причиной его преждевременной смерти в возрасте всего 27 лет. Вспоминая о 1982 годе, художник осознавал напряжение, которое рождалось из разрыва между его скромными начинаниями в качестве художника граффити и стремительным взлетом к положению вундеркинда нью-йоркского арт-сообщества.

Он рассказывал о том времени: «У меня появились деньги. Я создавал лучшие свои картины. Был абсолютным затворником, много работал, принимал много наркотиков. Я вел себя ужасно с людьми». Картина «Пыльные головы» объединяет сразу два характерных для автопортретов Баскии образа: героя в стилизованной африканской маске и святого с некоторым подобием нимба над головой. Возможно, таким образом художник пытался вместить в себе две противоположные ипостаси — разрушительную и созидающую.

Versus Медичи (1982), 50,8 долларов

Картина влетела в чарт самых дорогих работ Баскии буквально в прошлом месяце: 12 мая 2021 года американский магнат и коллекционер Стив Винн выложил за «Versus Медичи» (versus — значит «против» на латыни) почти полсотни миллионов долларов, что вывело ее сразу на пятое место в списке. По словам Стивена Тортона, бывшего ассистента Баскии в его студии, во время написания этой картины художник был страстно увлечен искусством эпохи Возрождения. Этому периоду также посвящены его работы «Величайшие хиты Леонардо да Винчи» (1982) и «Флоренция» (1983). Обыгрывая ренессансную традицию создания алтарных образов, Баския использует для создания работы три соединенных продольных полотна. В качестве возможного источника вдохновения для «Versus Медичи» Торнтон называет монаха-доминиканца Джироламо Савонарола, который стал единственным лидером Флоренции после свержения правящей семьи Медичи в 1494 году. Он вспоминал, что Баския особенно интересовался этим деятелем и даже посвятил ему картину «Увертюра против Савонаролы» (1983): «Я размышлял, а не это ли ["Versus Медичи"] портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Савонаролы? Ведь именно он был по-настоящему против Медичи».

«Без названия» (1982), 57,3 миллиона долларов

В мае 2016 года безымянная картина Баскии, также известная под названием «Дьявол», побила очередной рекорд на аукционе Christie’s. Ее владельцем стал японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который спустя год приобрел еще одну рекордную картину Баскии, но о ней пойдет речь ниже. Это вторая работа в списке самых дорогих, написанная во время пребывания художника в итальянской Модене и самая масштабная из них — ее размер составляет 2,4×5 метров. Работа считается еще одним автопортретом Баскии, на сей раз в образе дьявола. Частично она выполнена в капельной технике и струйки жидкого акрила, стекающие по холсту, оставили следы, которые отсылают к работам соотечественника Баскии — американского экспрессиониста Джексона Поллока. В 1984 году картина была продана за 19 тысяч долларов и с тех пор она почти не выставлялась. Новый владелец предпочитает не скрывать искусство от глаз публики и охотно предоставляет «Дьявола» для участиях в различных экспозициях. Маэдзава рассказывал: «Когда я столкнулся с [картиной] на предварительном просмотре Christie’s в Нью-Йорке, я сразу почувствовал внутреннюю связь с ней. В контексте поколений я чувствую себя причастным к культуре Баскии и самой сути его жизненной истории».

«В этом случае» (1983), 93,1 млн долларов

Еще один свежий рекордсмен в списке — работа была продана на Christie’s в Нью-Йорке в мае 2021 года. Прошлым ее владельцем был Джанкарло Джамметти, сооснователь дома моды Valentino. Предположительно, это еще одна картина Баскии, посвященная гибели уличного художника Майкла Стюарта от рук полиции. По воспоминаниям куратора Фреда Хоффмана, который тесно сотрудничал с художником в период с 1982 по 1984 годы, Баскии потребовалось непривычно много времени, чтобы закончить это полотно. Обычно он работал стремительно, словно творя под воздействием сиюминутного импульса, но «В этом случае» он откладывал на несколько месяцев, прежде чем вернуться к ней снова. Как и во многих других работах, изображение содержит анатомические подробности: подбородок и зубы персонажа показаны словно разрезе, будто на рентгеновском снимке. Возможно, такая любовь Баскии к анатомическим нюансам связана со случаем, когда он лежал в больнице после автомобильной аварии в детстве, и мама принесла ему экземпляр «Анатомии Грея» — классического учебника по анатомии, впервые изданного в Великобритании в 1858 году. Изучение книги поглотило будущего художника, помогая ему понять, как его тело восстанавливалось после травмы, и оказало немалое влияние на его художественное видение.
Рекомендуемые работы
Наталья Бочарова. На озере Ман Сагар
На озере Ман Сагар
2022, 40×45 см
$250
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$350
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Кенберг. Из серии "entropy" チリの味の中で感情のバースト- чувство со вкусом чили
  • Реклама
Из серии "entropy" チリの味の中で感情のバースト- чувство со вкусом чили
100×60 см
$2 000
Оригинал

«Без названия» (1982), 110,5 млн долларов

В мае 2017 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина Жана-Мишеля Баскии почти в два раза превысила начальную стоимость в 57 млн долларов.

В настоящее время она занимает восьмую строчку в списке самых дорогих картин мира, проданных на открытых торгах, и третье место среди работ послевоенного времени.

Ажиотаж вокруг полотна был вызван тем, что оно не выставлялось публично с того момента, как в 1984 году картина была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 19 тысяч долларов. Помимо этого, это одна из самых яростных работ Баскии, материальное воплощение его неукротимой энергии, злости и бунта. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава, за год до этого купивший позицию номер 3 из нашего списка, боролся за свой новый трофей авторства Баскии в течение 11 минут с Николасом Маклином — соучредителем нью-йоркской и лондонской галереи Eykyn Maclean. Радостью о своем приобретении он тут же поделился на своей странице в Инстаграме: «Я счастлив объявить, что я только что выиграл этот шедевр. Когда я впервые увидел эту картину, я был охвачен восхищением и благодарностью за мою любовь к искусству. Я хочу поделиться этим опытом с как можно большим количеством людей». Маэдзава сдержал обещание и уже полгода спустя он предоставил картину Бруклинскому музею (расположенному как раз в том районе, где родился художник) для участия в выставке «Один Баския». «Было бы безумием хранить это сокровище только для себя», — говорил он в интервью газете «Нью-Йорк таймс».