войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Фильмы о Караваджо: дерзкие и красивые

Жизнь Микеланджело Меризи да Караваджо была короткой, но яркой. Не дожив до 39 лет, он успел не единожды посидеть в тюрьме за драки и побывать в изгнании за убийство. Он славился крутым нравом и был готов в любой момент выхватить нож или шпагу, которые всегда имел при себе. В качестве моделей для написания картин на религиозную тематику Караваджо выбирал бродяг и проституток, а его заказчиками и покровителями были кардиналы и сам Папа Римский. В кино злоключения художника нашли достойное отражение.
Фильмы о Караваджо: дерзкие и красивые

Караваджо (Caravaggio, Великобритания, 1986)

Первая в хронологическом порядке лента целиком и полностью выдержана в бунтарском духе итальянского живописца. Британский режиссер-авангардист Дерек Джармен вынашивал идею байопика о Караваджо около семи лет, а в итоге снял его за пять недель. В основе сюжета — вымышленная история любовного треугольника между художником и его моделями — Леной и Рануччо. Причем персонажи эти были вполне реальными, а вот с их историями режиссер обошелся весьма вольно.

Леной называли известную в Риме куртизанку Маддалену Антоньетти. Караваджо был в нее влюблен, помимо этого, Лена позировала ему для нескольких картин в образе Девы Марии и не только. С Рануччо Томассони художник однажды поссорился на площадке для игры мяч, и когда тот начал язвить по поводу того, что Лена наставила ему рога, Караваджо выхватил шпагу и смертельно ранил обидчика. Ему был вынесен смертельный приговор и поэтому художник был вынужден скрываться до конца своей короткой жизни, чтобы избежать правосудия.
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
В фильме Дерека Джармена Лена и Рануччо стали парой возлюбленных — дерзких, грязных и оборванных обитателей улицы. Лену сыграла юная Тильда Суинтон: первую половину фильма ее образ больше напоминает маленькую разбойницу из «Снежной королевы» — опасную и похожую на задиристого мальчишку. Ближе к концу, когда она очищает лицо от грязи, распускает свои роскошные волосы и облачается в дорогой наряд перед карнавалом у кардинала, Лена чудесным образом преображается, позволив зрителям в полной мере насладиться королевской осанкой и нездешней красотой Суинтон.
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
В роли алчного и недалекого Рануччо впечатляюще выступил Шон Бин. Нельзя просто так взять и не упомянуть о том, что «Караваджо» не стал исключением в той закономерности его фильмографии, из-за которой актер получил прозвище «человек-спойлер» (спойлер: большинство персонажей, которых он играл, умирают в ходе повествования). Но в фильме Рануччо погибает совсем не так, как в реальной биографии художника, поэтому интрига для тех, кто еще его не смотрел, раскрыта не до конца.

Роль Караваджо досталась не настолько известному, как Суинтон и Бин, британскому актеру Терри Найджелу. Благодаря портретному сходству с художником ему легко удается создать убедительный образ с первых кадров, когда мы видим тяжелобольного Караваджо на смертном одре. Дальнейшее повествование складывается из воспоминаний и флешбеков, начиная с самого детства и первых картин мятежного художника.
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
Еще в начале фильма в глаза бросаются детали, не соответствующие времени действия. Когда замечаешь крой пиджака и ткань, нехарактерную для начала 17-го века, то кажется, что это ляп костюмеров. Но когда вельможа за обедом извлекает из-под полы калькулятор, становится ясно, что это авангардные фокусы режиссера. Постепенно раскрывается закономерность появления в кадре современных артефактов: похоже, они символизируют извечные человеческие грехи, общие для всех эпох: алчность, подлость, предательство и так далее. Одна из запоминающихся сцен — своеобразный косплей картины «Смерть Марата»: персонаж, сидя в ванной, набирает донос на печатной машинке.
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
Кадр из фильма «Караваджо» (1986)
Дерек Джармен кропотливо воссоздает не только работу Жака-Луи Давида: несколько картин самого Караваджо оживают в течение фильма. И в последней из них, «Положении во гроб» (1603), главную роль играет тело усопшего художника.

Караваджо (Caravaggio, Италия – Франция – Германия – Испания, 2007)

Двухсерийный биографический фильм, снятый для телевидения, в течение почти трех часов подробно и красноречиво пересказывает историю художника. В отличие от камерного и малобюджетного кино Дерека Джармена, лента 2007 года снималась в нескольких локациях: в Белграде, Риме и на Сицилии. Создатели не экономили ни на костюмах, ни на декорациях. В фильме появляются репродукции многих картин Караваджо, и поражает сходство моделей — актеров, позировавшие для них в кадре.
Кадр из фильма «Караваджо» (2007)
Кадр из фильма «Караваджо» (2007)
Исполнитель главной роли, итальянский актер Алессио Бони, достаточно органичен в роли художника, но уступает в харизме Караваджо образца 1986 года. В телевизионной версии хватило экранного времени на все слабости художника: в ней гораздо больше внимания уделяется и его бурной личной жизни, и склонности выяснять отношения на кулаках и шпагах. Местами «Караваджо» 2007 года скорее больше напоминает приключенческую любовную драму, нежели биографию живописца, но сложно отнести этот факт к недостаткам. Фильм собрал неплохие отзывы как зрителей, так и кинокритиков, а также получил несколько номинаций и пару побед в международных телевизионных премиях.
Кадр из фильма «Караваджо» (2007)
Кадр из фильма «Караваджо» (2007)

Караваджо: Душа и кровь (Caravaggio: The Soul and the Blood, Италия, 2018)

Это первый опыт режиссера Хесуса Гарсеса Ламберта на поле масштабных документальных работ, посвященных художникам. Вторым был «Леонардо: Неизведанные миры», снятый год спустя. Как и лента о Леонардо да Винчи, фильм о Караваджо создавался для просмотра на большом экране в технологии сверхвысокой четкости изображения 4К. Съемки проходили в Милане, Флоренции, Риме, Неаполе, на Сицилии и Мальте, в них было задействовано более 40 оригинальных картин итальянского художника.
Кадр из фильма «Караваджо: Душа и кровь» (2018)
Кадр из фильма «Караваджо: Душа и кровь» (2018)
Чтобы разбавить монотонные кадры с картинами и репликами итальянских искусствоведов, повествующих о работе и жизни Караваджо, режиссер пошел на рискованный ход. Он вставил в документальный фильм художественные съемки с актером, символически изображающим живописца и его душевные терзания. Голубоглазый блондин с татуировкой на всю спину заматывает лицо полиэтиленовой пленкой, размазывает по телу смолу и безмолвно кричит в емкость, наполненную водой — без этих пафосных и сомнительной ценности сценок можно было с легкостью обойтись.
Фильм в целом грешит клиповым монтажом и не всегда уместными спецэффектами: заметно, что авторы очень старались создать впечатляющее документальное кино для кинотеатров. Это работает скорее против его цельности, но в качестве эксперимента выглядит как минимум любопытно.
Кадр из фильма «Караваджо: Душа и кровь» (2018)
Кадр из фильма «Караваджо: Душа и кровь» (2018)

Похищение Караваджо (Una storia senza nome, Италия – Франция, 2018)

Фильм сицилийского режиссера Роберто Андо вдохновлен реальной историей о похищении картины «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» (1609). Она была украдена в 1969 году из часовни святого Лоренцо в Палермо. Местонахождение работы неизвестно до сих пор, но все указывает на то, что это дело рук сицилийской мафии.
Кадр из фильма «Похищение Караваджо» (2018)
Кадр из фильма «Похищение Караваджо» (2018)
Главная героиня фильма Валерия — секретарь кинопродюсера — уже 10 лет пишет сценарии для именитого сценариста в творческом кризисе, который продает их киностудии под своим именем. На идею нового сценария Валерию наталкивает таинственный незнакомец, поведавший ей интригующие подробности дела о похищении картины с участием сицилийских мафиози. Студия тут же хватается за многообещающий сценарий, но, похоже, что мафия не готова допустить обнародование истории.
Рекомендуемые выставки и показы
В оригинале фильм носит название «История без имени». «Похищенным Караваджо» он стал еще при локализации для американских зрителей. Премьера детективного триллера с большим успехом прошла на Чикагском международном кинофестивале 2018 года.