войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Фильм «Пиросмани»: советский артхаус в грузинском стиле

Из-за скудных сведений о жизни Нико Пиросмани перед режиссером биографической ленты стояла задача не из легких: снять достоверное кино, основываясь на нескольких слухах да паре легенд. Георгию Шенгелая удалось это и даже больше: в 1974 году его «Пиросмани» получил гран-при на Международном кинофестивале в Чикаго.
Фильм «Пиросмани»: советский артхаус в грузинском стиле
Сюжетная канва фильма 1969 года проста и известна каждому, кто интересовался судьбой грузинского художника. Пытаясь встать на ноги, вместе с кумом Димитрой он открывает лавку, где торгует сырами, маслом, молоком и медом. Торговля не задается: Нико слишком далек от ее принципов и готов раздать весь товар бесплатно любому нуждающемуся. В фильме красиво зарифмованы картины «Белая корова на черном фоне» и «Черная буйволица на белом фоне», служившие для магазина в качестве вывески.
Кадр из фильма «Пиросмани»
Кадр из фильма «Пиросмани»
После неудачного опыта на экономическом поприще начинаются скитания художника по всей округе в попытках найти заказы на картины, чтобы иметь возможность заработать на жизнь искусством. Чаще всего ему поручали рисовать вывески за небольшую плату, иногда за напитки и еду. А если попадались заказы крупнее, то они тоже не оказывали существенного влияния на финансовое состояние Пиросмани из-за его неспособности удержать деньги.
Кадр из фильма «Пиросмани»
Кадр из фильма «Пиросмани»
Современники знали художника как человека не от мира сего, и Шенгелая изображает его отрешенным скитальцем-бессребреником, обходящегося скудным минимумом: хлебом, водой, жизнью в каморке под лестницей без света. Параллельно он показывает двух художников, один из которых — иностранец, восхищенных картинами Пиросмани и разыскивающих ее автора по всему Тифлису.
Кадр из фильма «Пиросмани»
Кадр из фильма «Пиросмани»
Фильм во многом построен на символизме, он вообще далек от традиционного линейного повествования и скорее напоминает притчу. Герои немногословны и будто зачитывают свои скупые реплики по бумажке. Действие разворачивается медитативно, в кадре мало что происходит, но от экрана невозможно оторвать глаз: и благодаря завораживающей операторской работе, и, конечно, из-за картин Пиросмани, в щедром количестве появляющихся в ленте.
Кадр из фильма «Пиросмани»
Кадр из фильма «Пиросмани»
К слову, исполнитель главной роли Автандил Варази — не профессиональный актер, а художник (его имя значится в титрах в том числе и среди главных художников фильма), но образ Пиросмани вышел у него необыкновенно убедительным. Между тем режиссер сравнивает мастера едва ли не с Христом: в открывающих кадрах Нико читает фрагмент из Нового Завета, повествующий о входе Господнем в Иерусалим. А заканчивается действие фильма на Пасху, когда умирающего от голода и холода художника находят на полу его каморки.
Кадр из фильма «Пиросмани»
Кадр из фильма «Пиросмани»
Еще одна сквозная метафора, проходящая через весь фильм — картина Пиросмани «Жираф». Это первая работа художника, появляющаяся в фильме почти сразу после титров. Именно ею заинтересовались приезжие художники, увидев на стене трактира, куда они зашли пообедать. Она же стоит на символических «поминках» по художнику после выхода разгромной статьи, где его называют недоучкой.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$348
Оригинал
Пиросмани оказался таким же чужеродным элементом на грузинских просторах, как экзотическое животное. Как емко сформулировал хозяин трактира ответ на вопрос гостей, что за картина перед ними: «Жираф. Умер. Не выдержал Тифлисского климата».