1. Банка с супом Энди Уорхола.
Классика поп-арта. Банка с супом Кэмпбеллс — одно из первых изображений, растиражированных на Фабрике Уорхола: территории по массовому производству искусства. Уорхолл вовсю иронизировал над культурой потребления, дерзко использовал ее достижения для своих работ. В его творчестве банка супа это такой же символ, как портрет Мэрилин Монро — элемент эпохи бездумного копирования и потребления журнальных и телеобразов.
2. Скульпутра из сосисок «Поцелуй» Эрвина Вурма (Erwin Wurm), 2013 г.
Эрвин доказывает, что субъектом искусства может быть все, что угодно. Иными словами, красота — всегда в глазах смотрящего, и в повседневности прекрасного может быть не меньше, чем в галерее. Искусство — это не предмет, искусство — это восприятие мира.
На заметку: помимо абстрактных, Эрвин Вурм создает одноминутные скульптуры (проект 1997 г). Он просит обычных людей замирать в необычных позах из повседневной жизни — получается такая живая фотография, игра в «Морскую фигуру, замри», но с подтекстами.
3. Бигмаки и салаты Тжальфа Спарнаая (Tjalf Sparnaay).
С 1987 г. голландский художник-гиперреалист ищет для картин неизбитые образы — и все время возвращается к еде. Tjalf рисует маслом салаты, бигмаки, яичницу и поджаристый бекон.
Суда по всему, любители есть глазами находятся: средняя стоимость полотна голландца — 10 000 евро (за работу 90×115 см).
4. Свинина и говядина Дэмиена Херста.
Классик современного искусства — богатый и знаменитый мистер Херст (да, в этом направлении тоже уже есть свои классики).
Не спешите ненавидеть Херста за отрубленные головы, натюрморты с мухами и животных в формалине: во-первых, все это уже было — на полотнах XVII века. Во-вторых, таким образом художник высмеивает культуру потребления и сам тот факт, что люди, приходящие в галереи в шубах из натурального меха, ругают его, автора, за неуважение к животным. Двойные стандарты повсюду — вот в чем ирония. И роль современного искусства — поднимать эту проблему на поверхность.
5. Двойная мясная голова Тони Мателли (Tony Matelli).
В 2009 г. на ярмарке современного искусства Armory Show в Нью-Йорке художник Тони Мателли представил автопортрет-диптих. Скульптура презентовала две стадии жизни Мателли: в первой он свеж, во второй — отравлен паразитами.
Скажем так, образ не самый приятный. И очень отличается от классических автопортретов.
6. Вредная еда в проекте фотографа Джеймса Острера (James Ostrer).
Фотохудожник развил тему «Мы это то, что мы едим» в проекте «Человек в еде».
Неприятно смотреть? А теперь подумайте, что все это иногда бывает внутри человеческого желудка. Ему, желудку, тоже неприятно.
В сентябре проект выставлялся в галерее Gazelli Art House в Лондоне и имел большой успех. Критик The Times Nancy Durrant высоко оценила выставку.
7. Поп-корн у ряда авторов.
Какой поп-арт без поп-корна — символа потребительской культуры?
Чаще всего художники используют поп-корн для создания скульптур и инсталяций. Работа молодого автора Dan Cretu — на фото перед вами.
Говорят, иногда банан — это просто банан. Но почему-то чаще всего еда действительно провоцирует в нас эмоции — большие, чем просто бурление желудка.
Еда — это набор вкусов, ассоциаций и символов, с помощью которых можно взывать к человеческим инстинктам и доносить смыслы без слов. Художники этим свойством пользуются — и правильно делают.
8. Популярный фастфуд у братьев Чепменов.
Скандальные англичане вовсю иронизируют над МакДональдсом и его лицом — клоуном Рональдом. В своих инсталяциях они показывают его как символ массовой потребительской культуры, который установил свой диктат: люди не думают над тем, что полезно, но потребляют то, что модно.
За свою дерзость Чепмены не раз попадали в историю — к примеру, их выставку в Эрмитаже в 2012 г. закрыли раньше времени из-за жалоб посетителей. Да, художники используют в инсталяциях дерзкие символы — но вдруг это верный способ достучаться до зрителя? Иногда уродство — единственный способ спасти красоту. Такая вот сознательная игра на контрастах.
9. Хлопья для завтрака в портретах Райана Алексеева (Ryan Alexiev).
Художник, рожденный в Лос-Анжелесе в семье болгарских эмигрантов, вместо красок использует для портретов цветные хлопья, кольца и зерновые подушечки для завтрака. Их же он берет для создания скульптур.
В своем творчестве Райан развивает проблему консьюмеризма, глобализации и влияния технологического прогрессса на мир. Хлопья — типичный продукт всех трех упомянутых явлений.
10. Желейные мишки и тик-так в мозаиках Питера Роча (Peter Rocha).
Создает портреты поп-идолов из поп-продукта — желейных мишек и драже для дыхания. На каждую скульптуру уходит около 14 000 мишек и несколько месяцев работы. Сначала художник рисует портрет на дереве, затем наклеивает детали поверху.
Подобную технологию, к слову, использует Ян Фабр, только вместо мишек у него — крылья жуков-златок, которых, кстати, некоторые народы тоже едят.