Фильм, снятый в 1989 году в Киеве на киностудии им. А. Довженко по сценарию, написанному в соавторстве с Сергеем Параджановым — единственная кинолента о художнике. Картина не пересказывает биографию Врубеля, но позволяет лучше познакомиться с киевским периодом в его творчестве.
Михаил Врубель — художник с драматической творческой биографией. Он был необычным человеком, несколько эксцентричным, что, возможно, объяснялось его душевной болезнью. У Врубеля был особый стиль, особое видение мира, он не оставил после себя ни оформленного метода, ни учеников, которые могли бы наследовать ему. Человеку с такой биографией посвящено немало книг. А вот с кинематографом как-то не сложилось. Единственный художественный фильм, который ему посвящен — это «Этюды о Врубеле», снятый в 1989 году.
Лента фокусируется на киевском этапе творческой биографии Врубеля. Этот период считается очень важным, поскольку впервые художник сумел воплотить в жизнь монументальный замысел. За пять лет он осилил огромный объем работ — им была выполнена самостоятельная роспись в Кирилловской церкви, созданы иконы для нее, прорисовки фигур для реставрационных работ. Адриан Прахов, организовывавший роспись Владимирского собора, планировал привлечь к ней и Михаила Врубеля. Однако позже самостоятельные работы художника для этого храма были отвергнуты, поскольку их стиль нарушил бы целостность всего художественного ансамбля.
Лента фокусируется на киевском этапе творческой биографии Врубеля. Этот период считается очень важным, поскольку впервые художник сумел воплотить в жизнь монументальный замысел. За пять лет он осилил огромный объем работ — им была выполнена самостоятельная роспись в Кирилловской церкви, созданы иконы для нее, прорисовки фигур для реставрационных работ. Адриан Прахов, организовывавший роспись Владимирского собора, планировал привлечь к ней и Михаила Врубеля. Однако позже самостоятельные работы художника для этого храма были отвергнуты, поскольку их стиль нарушил бы целостность всего художественного ансамбля.
Кадр из фильма «Этюды о Врубеле»
Без этой краткой справки зрителю, незнакомому с биографией художника, смотреть «Этюды о Врубеле» было бы сложно. Режиссер Леонид Осыка, написавший сценарий фильма в соавторстве с Сергеем Параджановым, не останавливается на подробностях. Фильм как будто выхватывает какие-то эпизоды из киевской жизни художника, известные нам по описаниям современников. Многое при том остаётся за кадром.
Разумеется, в фильме уделяется отношениям Врубеля с семейством Праховых, но делается это тоже вскользь. Известно, что в образе Богоматери для Кирилловской церкви художник изобразил Эмилию Прахову, в которую был влюблен. По слухам, он даже делал ей предложение, причем пришел с этим не к Эмилии Львовне, а к ее супругу — Адриану Прахову. Скандала не было, художнику тактично старались объяснить, в какое неловкое положение он всех ставит. Однако, по воспоминаниям современников, Адриан Прахов «определенно боялся» настойчивости и неистового упорства художника. В фильме этого не показывают, остаются только размышления Врубеля о том, что женщина, которую он любил, не понимала его.
Роль Михаила Врубеля сыграл Давид Гиоргобиани, прославившийся после роли художника в «Покаянии». Роль Эмилии Праховой — Ольга Гобзева, Адриана Прахова — Анатолий Ромашин. Поэтому смотреть ленту стоит ради актерских работ. Также она привлекает атмосферой старого Киева, интересными вставками: например, открывает картину документальная съемка празднования тысячелетия крещения Руси. Но вряд ли фильм поможет вам лучше понять творчество Врубеля.
Кроме того, у картины есть еще один существенный недочет. Фильм снимался уже тогда, когда в отечественном кинематографе начался период распада. Госзаказа на эту картину не было, источники дополнительного финансирования в те времена было очень трудно привлечь, хотя режиссер пытался спасти ситуацию — он даже дал интервью на местном телевидении, чтобы собрать частные пожертвования. К сожалению, недостаток средств сказался и на проведении натурных съемок, и на возможности воссоздания всех деталей ушедшей эпохи.
Настоящих работ Врубеля, к слову, в фильме не показывают, но для картины были сделаны великолепные акварельные копии. И, возможно, они бы производили сильное впечатление на экране, но качество пленки в конце 1980-х годов оставляло желать лучшего…
В итоге лента производит двойственное впечатление. Фильм мог бы стать масштабным полотном, но остается скромными этюдами.
В итоге лента производит двойственное впечатление. Фильм мог бы стать масштабным полотном, но остается скромными этюдами.