Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Известный британский художник Роджер Дин(Roger Dean) оформляющий фантастическими картинами альбомы легендарных рок-групп,c 23 сентября до 19 октября отмечает свое 70-летие выставкой работ в галерее Trading Boundaries(60 км от Лондона). Имя«родоначальника интеллигентного фентези» сегодня на слуху также из-за«типично Диновских» видов в фильме Кэмерона«Аватар». Стоит наведаться на вернисаж к творцу,увидев истинный масштаб работ по сравнению с изображениями на конвертах винила и CD!
Активно действовать креативный британец начал смолоду. После надлежащего арт-обучения(Кентерберийская школа искусств,Королевский колледж искусств в Лондоне,архитектура и дизайн) Роджер Дин начинал с создания кресел-пуфов,принимающих в объятия тело любой формы,«научно-фантастических» сюжетов с космолетчиками,и «босховской» страшилки для обложки группы Gun.
Но очень быстро молодой художник пришел к созданию собственных оригинальных арт-миров. Там космос бороздят рыбы-парусники,в небе парят острова,в воде растут«грибовидные» скалы,и даже слоны имеют уши-крылья. Сегодня подобные фантазии в арте,может,и не новость — однако во многом благодаря именно Дину и еще нескольким«перовопроходцам стиля».
Вскоре последовали его первые картины для набиравшей популярность в начале 70-х рок-группы Yes,и появилось уже поистине легендарное лого,вошедшее в многочисленные учебники и хит-парады по дизайну.
Yes! Пожалуй,именно для этого проекта,создающего сказочно-философские эпосы,а также для соло-альбомов его участников Роджер сделал наибольшее количество работ. Сотрудничество продолжается и в наши дни: Дин уже давно словно полноправный участник группы,и без его картин сложно представить и музыку коллектива.
А в 2014 году на «Диновском счету» — и новые обложки«Азиатам»(березки в честь песни с «русским» сюжетом!), и тем же привычным Yes. Среди совсем свежих работ и «тяжелометаллическое» представление Black Moth — Condemned to Hope: формы — узнаваемые,цвета и сюжет — видимо,«по требованию» заказчика. Пожалуй,это первый«социальный» арт для мастерской Дина!
Роджер Дин рисует«по старинке», кисть да краски-темпера,и путь каждой картины — от блокнотов с массой карандашных эскизов до очень большого полотна. Он шутит,что«необыкновенное чувство пространства», которое отмечают критики и публика,продиктовано… «горящими» сроками заказов. «Я просто не успеваю все заполнить большим количеством объектов!» — улыбается Дин. Наверняка лукавит: некоторые работы создает годами,тщательно продумывая композиции. «Свою лучшую работу я начал рисовать,когда только появилась на свет моя дочь. И картина еще не закончена!» — уверяет художник.
Дочь Фрейя Дин — тоже художник,в своем творчестве развивает тему«природного» в искусстве,следуя ей буквально,ну,а отец продолжает строить собственные фантазии натуралиста. Да,он делает фото необычных скал,просматривает книги-альбомы о природе,и его«фирменные» узоры и орнаменты можно встретить на вполне реальных шкурках тропических рыбок да крыльях бабочек. Вот только у Дина — драконы,биороботы(рисованные еще до компьютерной эры), и «живые» коралловые заросли в фиолетовой пустыне иного мира.
Кстати,кроме сов,ящериц,тигров,рыб и драконов,Роджер Дин очень любит котиков: настолько,что когда домашний любимец пробежался лапами по небу на свежей работе для Yes,не удалил«следы преступления» на полотне! На цифровых изображениях их ретушируют,а вот во всех книгах и альбомах картин Дина — те самые лапы,которые уже вошли в историю.
Вместе с дочерью Роджер Дин работал над оформлением спектаклей,причем эти декорации приятно напоминают его сценический дизайн для шоу Yes. А задолго до фильма«Властелин колец» он еще в 70-е создал сначала макет,а потом и реальный круглый гнездящийся«эко-дом». Сравните,кстати,с Palais Bulles(нижние фото) — бывшей виллой Пьера Кардена возле Канн,построенной гораздо позже,в 1989 г., по дизайну… известнейшего венгерского архитектора Antti Lovag!
Что ж,поговорим о плагиате: самый громкий,кинематографический — мир Пандоры из фильма«Аватар», будто созданный по мотивам картин Роджера Дина. Некоторые пейзажи и объекты скопированы буквально — от летающих островов с драконами до таинственных зарослей,характерных деревьев и грибовидных скал. Однако приводимые в Сети миксы«картина Дина — кадр фильма» не всегда передают главное: общий эффект присутствия именно в арт-мире Дина у знатока его картин.
Публика,часто встречающая арт Роджера Дина на музыкальных дисках,лого фестивалей,и в компьютерных играх(по самым скромным подсчетам,тиражи его работ составляют около 60 млн), сходство заметила сразу,и подняла довольно большую шумиху в Сети. И,скорее,под давлением общественности,чем из чувства жгучей финансовой обиды,Роджер Дин в 2013 все же пошел судом на Кэмерона и выставил счет в 50 миллионов долларов. Так что художник возмездия и возмещения ущерба за копирование«аватарских» образов особо не ждет — скорее,он продаст лимитированную партию принтов с символикой Yes(дорого!), а то и оригинальную картину за миллион-другой,как это было с работой для альбома Yes — Relayer. Что ж,пусть будет жест: да,я в курсе,что создатели фильма«Аватар» — мои фаны!
В общем,уважаемые поклонники фентези,добро пожаловать на выставку Роджера Дина: художник в анонсах на сайте и своей официальной странице обещает встречи-беседы,лекции-посиделки,концерты друзей-музыкантов,и,конечно же — множество картин. Некоторые выставляются на публике впервые. С Днем рождения,Маэстро!