В 1996-м мексиканская газета La Jornada опубликовала лекцию Мёбиуса под названием «Краткое руководство для художников-аниматоров», которая состоит из 18 советов для начинающих. Статья вышла на испанском языке, мы же публикуем перевод с английского.
1) Приступая к рисованию, вы должны освободить себя от сильных чувств, таких как ненависть, счастье, амбиции и так далее.
2) Очень важно натренировать руку, достичь высокого уровня, при котором она может правильно и полноценно выразить ваши идеи. Но будьте осторожны, пытаясь прыгнуть на последнюю ступень совершенства и скорости — они так же опасны, как и их противоположности. Когда вы рисуете слишком быстро или слишком свободно, то — помимо ошибок — рискуете создать нечто бездушное.
3) Знание перспективы превыше всего. Её законы — это хороший, позитивный способ управлять вашими читателями и гипнотизировать их.
4) Еще одна вещь, без которой не обойтись — это изучение человеческого тела: анатомии, поз, типов сложения, способов выражения, строения и различий между людьми.
5) Когда вы создаёте историю, то можете начать её, не продумав всё до конца. Но необходимо делать заметки, передающие особенности мира, в которой она происходит. Это даст вашим читателям узнаваемые характеристики, пробуждающие интерес.
Издатель может сказать: «Ваша история — ерунда, в ней только один мёртвый парень, а нужны десятки трупов, чтобы зацепило». Но это не так. Эмоции появятся, если читатель почувствует, что мёртвый, раненый или страдающий персонаж обладал или обладает настоящей личностью, возникшей в результате ваших исследований человеческой природы.
Благодаря таким наблюдениям, вы привлечёте внимание читателя, будете прививать и развивать сострадание и любовь к человечеству. Это очень важно для вашего развития как художника. Если вы хотите выступать зеркалом общества и человечества, в этом зеркале должно содержаться сознание всего мира. Это должно быть зеркало, которое видит всё.
Также сложно рисовать спящее тело или того, кого бросили, ведь в большинстве комиксов нужно действие, экшн. Гораздо проще привлечь читателя дракой — вот почему американцы обожают изображать супергероев. Очень сложно рисовать людей, которые просто беседуют, ведь здесь имеет реальное значение ряд едва заметных жестов.
Это важно из-за нашей человеческой потребности в любви или внимании других. Такие мелочи говорят о личности, о жизни. У большинства супергероев нет личности, все они делают одни и те же жесты и движения.
Текстура ткани без лишних слов даст представление об образе жизни ваших героев и их роли в вашей новелле. На платье тысяча складок, но вам нужно не рисовать их все, а выбрать две-три. Однако убедитесь, что вы выбрали именно те, что нужно.
10) Ещё один важный элемент — это композиция. Её следует изучать, поскольку страница, картина или блок — это лицо, которое смотрит на читателя и говорит с ним. Страница — это не просто последовательность небольших блоков. Одни из них заполнены, другие пусты. Одни расположены вертикально, другие — горизонтально. Всё это указывает на намерения художника.
Эти основные символы и формы чтения, привлекающие читателя, — своего рода гипноз. Вы должны чувствовать ритм и расставлять ловушки, в которые может попасть читатель. И когда он в них окажется, то растеряется, что позволит вам манипулировать им и вести его по своему миру с большей лёгкостью и наслаждением. Вот почему вы должны создавать ощущение жизни.
Вы должны изучать великих художников, особенно тех, кто говорит своими картинами. Их школы живописи, жанры или эпохи, в которые они творили, не имеют значения. Изучать нужно их одержимость физической и эмоциональной композициями, чтобы понять, как эти комбинации линий воздействуют непосредственно на наши сердца.
12) Остерегайтесь разрушительного влияния североамериканских комиксов. Мексиканские художники, кажется, изучают лишь внешние эффекты: немного анатомии в смеси с динамическими композициями, монстрами, драками, криками и зубами. Мне кое-что из этого тоже нравится, но есть множество других возможностей для выражения, которые тоже заслуживают изучения.
13) Есть связь между музыкой и рисованием. Она зависит от вашей индивидуальности и того, что происходит в данный момент. Последние десять лет я работаю в тишине; для меня музыка заключена в ритме моих линий. Порой рисование — это поиск открытий. Точная, красиво проведённая черта — это как оргазм!
16) Бывают случаи, когда мы сознательно идём к неудаче, взяв неверную тему, переоценив свои возможности, выбрав слишком масштабный проект или неподходящую технику. Если так произошло — потом не жалуйтесь.
18) Сейчас у нас есть возможность представить свои работы читателям в любом уголке планеты — и об этом всегда нужно помнить. Начнём с того, что рисование — это форма личного общения, но это не значит, что художник должен замкнуться в «пузыре» «только для своих». Он обращается к тем, кто эстетически, философски и географически близок ему, а также к себе самому — но при этом и к совершенно незнакомым людям. Рисование — это средство общения с огромной семьёй, которую мы никогда не встречали, с публикой и со всем миром.