Вам когда-нибудь хотелось погостить в месте, которое является магнитом для художников, писателей, поэтов и, конечно же, красивых женщин? Интересно, что такое чудо существует не где-нибудь в Париже, а под Киевом. Качановка — поместье, где творили Репин, Штернберг, гостили Глинка и Шевченко, приезжали Маковские, а Гоголь написал несколько глав «Мертвых душ» прежде чем уехать в Рим.
Обязательно нужно навестить удивительное местечко, причем остаться там на ночь можно за смешные деньги — но лишь после многочасовой увлекательной экскурсии по дворцу, церквям и выставочным залам Качановки.
7 веских причин посетить Качановку
— почувствовать себя путешественником во времени — здесь все выглядит так, как в лучших книгах о XIX веке;
— посмотреть на мебель и скульптуры XVІІІ-ХХ веков, посетить выставку православных икон;
— увидеть, где снимают современное историческое кино, и, возможно, даже застать этот процесс: съемки в Качановке бывают часто.
— оценить огромную коллекцию самоваров ХVІІІ - ХХ века, ковров ручной работы и одежды;
— послушать истории из жизни Гоголя, рассматривая литографии Владимира Маковского и Александра Агина — лучшего книжного иллюстратора Российской империи XIX века;
-узнать о том, как Качановка повлияла на вкус Репина;
— посмотреть на мебель и скульптуры XVІІІ-ХХ веков, посетить выставку православных икон;
— увидеть, где снимают современное историческое кино, и, возможно, даже застать этот процесс: съемки в Качановке бывают часто.
— оценить огромную коллекцию самоваров ХVІІІ - ХХ века, ковров ручной работы и одежды;
— послушать истории из жизни Гоголя, рассматривая литографии Владимира Маковского и Александра Агина — лучшего книжного иллюстратора Российской империи XIX века;
-узнать о том, как Качановка повлияла на вкус Репина;
— потратить весь день, гуляя по дворцу и саду, надышаться свежим воздухом не чета городскому;
Любовь по правилам и без
В племянниц Григория Тарновского влюблялись все гости без исключения. Даже вечный странник Тарас Шевченко, будучи гостем хозяина, влюбилдся в его племянницу Надежду и даже посвятил ей стихотворение «Великомученице, кумо».В то де время хозяина усадьбы он не сильно любил, о чем и написал в повестях «Художник» и «Музыкант». Тем не менее, Шевченко продал Тарновскому лучшую свою картину «Катерина».
А. М. Кунавин. Дворец Румянцева в Качановке. Конец XVIII в.
История создания Качановки: когда бизнес любит искусство
В 1770-х годах граф Румянцев-Задунайский решил организовать летнюю резиденцию неподалеку от Киева, в Черниговской области — на землях, купленных ему Катериной II за казенные деньги.
Резиденция строилась долго, меняла нескольких хозяев, пока в 1824 году не перешла в собственность известным помещикам-меценатам Тарновским. Тарновский-старший вкладывал в искусство, не жалея. Он даже купил одну из скрипок Страдивари — достойное добавление к огромной коллекции картин, оружия, мебели и скульптур.
Резиденция строилась долго, меняла нескольких хозяев, пока в 1824 году не перешла в собственность известным помещикам-меценатам Тарновским. Тарновский-старший вкладывал в искусство, не жалея. Он даже купил одну из скрипок Страдивари — достойное добавление к огромной коллекции картин, оружия, мебели и скульптур.
При Тарновском резиденция стала летним домом, где гостили лучшие творческие умы эпохи, согласные принять приглашение. Нечто подобное всегда было популярно на западе. Ярчайший пример — резиденция герцогов д’Эсте в Италии, откуда и пошла Феррарская школа живописи.
После Григория Тарновского усадьба перешла к его племяннику Василию. Он был человеком с крепкой хозяйской хваткой: все деревянные постройки перевел в каменные. Писательница Марко Вовчкок, а по совместительству жена управляющего Качановки, не раз вспоминала об усадьбе в дневниковых записях. Деликатно упоминала о большой любви хозяев усадьбы к женщинам.
Тарновский преследовал цель «заманить» к себе в гости лучшие творческие умы: ему нравилось смотреть, как развиваются таланты, поддерживать их.
Благодаря приглашению Тарновского в Качановке Глинка создавал оперу «Руслан и Людмила», Репин и Шевченко писали местные пейзажи, а Гоголь сотрудничал с Александром Агиным — одним из лучших книжных иллюстраторов Империи (см. фото выше).
В 1914 г. усадьба перешла во влядение четы Олив. Они, как предыдущие собственники, поддержали традицию коллекционирования и тесных связей с художниками. Так продолжалось до 1917 г.
После революции имение было разграблено, частично развалено. Однако в 2001 г. указом Президента Качановке дали статус Национального заповедника, и при поддержке наследников Тарновских, которые живут за границей, имение пришло в новую пору расцвета.
После революции имение было разграблено, частично развалено. Однако в 2001 г. указом Президента Качановке дали статус Национального заповедника, и при поддержке наследников Тарновских, которые живут за границей, имение пришло в новую пору расцвета.
Работы Штернберга, написанные в Качановке
Штернберг, покоривший Рим и Николая I
Итальянский шик в местечке по Киевом? Что ж, некая параллель с Италией проводится здесь даже через главного арт-резидента — Василия Штернберга, окончившего жизнь в Риме.Штернберг, вольный слушатель Санкт-Петербургской художки, любимый ученик Брюллова и Воробьева, «отец русского пейзажа», летние сезоны проводил в Качановке. Именно здесь он нарисовал множество карандашных набросков и акварелей, в том числе работу «Ярмарка в местечке Ичне» 1937 года, которую Николай I приобрел для альбома супруги. За картину Академия наградила Штернберга малой золотой медалью. То же касается работы «Освящение пасх», купленной императором для дочки, Марии Николаевны.
В 1840 году Штернберг после небольшой экспедиторской поездки в Оренбург (художники всегда дружили с путешественниками) уехал в Италию по направлению Академии. Художник усердно работал в Риме вплоть до самой своей смерти в 1845 г. - на тот момент ему было всего лишь 27 лет.
У рояля. Портрет С. В. Тарновской
1880, 46×36 см
Картины Репина?! Не ждали!
При Василии Тарновском-младшем Качановка стала еще более привлекательным центром культурной жизни — неким культурным кластером эпохи. Интерес к этому месту, а также к коллекции казацких реликвий хозяина, привел сюда Илью Репина, работавшего в то время над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Лето 1880 года Репин вместе со своим учеником Серовым провел в Качановке. Хозяин усадьбы остался на полотнах художника - благородная плата за гостеприимство и доступ к коллекции!
Работа «Вечерницы» также, в основном, была создана в Качановке. Репин отправлялся в село, где в одном из домов его ждали парни и девушки — «герои» будущего полотна. Картина удалась: Третьяков приобрел ее для своей коллекции.
Картина Репина «Козак» (слева) написана с Василия Тарновского-младшего. При нем в Качановке перестроили (расширили) дворец и начали высаживать парк экзотических растений.
А на этом снимке 1870-х годов В. В. Тарновский находится в своем кабинете с саблей гетмана Мазепы в руках.
Во времена Тарновского-младшего имении хранилась казацкие реликвии, среди которых — сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы, гетманские универсалы, портреты и прочее. Сейчас большинство этих вещей передано в Черниговский музей.
Во времена Тарновского-младшего имении хранилась казацкие реликвии, среди которых — сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы, гетманские универсалы, портреты и прочее. Сейчас большинство этих вещей передано в Черниговский музей.
Маленькие семейные преступления, а также Олив и Петров-Водкин
Художники Григорий Честаховский и Александр Агин не гостили в Качановке — они там жили постоянно. Чуть ли не каждые выходные в гости приезжали художники Константин и Владимир Маковские, часто бывал Лев Жемчужников, какое-то время провел Алексей Волоской (первая картина в этом материале — его работа) и многие другие художники. Однажды поместье посетил Кузьма Петров-Водкин, и настолько проникся местом, что в письме жене расхавалил усадьбу на полноценный абзац.
Именно в Качановке, возле Георгиевской церкви (1816−1828 - ее годы постройки, церковь сохранилась до сих пор) в 1907 г. состоялась дуэль между князем Урусовым и бароном Михаилом Оливом — князь подозревал последнего в связи со своей женой Еленой. После этой дуэли Урусовы развелись, а спустя год Елена вышла замуж за барона Михаила Олива. Вообще, Елена была очень привлекательной женщиной: ее портреты писали Сомов и Серов.
Именно в Качановке, возле Георгиевской церкви (1816−1828 - ее годы постройки, церковь сохранилась до сих пор) в 1907 г. состоялась дуэль между князем Урусовым и бароном Михаилом Оливом — князь подозревал последнего в связи со своей женой Еленой. После этой дуэли Урусовы развелись, а спустя год Елена вышла замуж за барона Михаила Олива. Вообще, Елена была очень привлекательной женщиной: ее портреты писали Сомов и Серов.
На заметку: сейчас в поместье можно даже заночевать (цены более чем демократичные). И, хотя усадьба предстает в более «исторически ценном», нежели объективно прекрасном виде, но парк и ускользающие тени былых страстей и сегодня не утратили своего очарования.