Напротив сада Тюильри, на берегу Сены находится один из известнейших музеев мира, 4 тысячи экспонатов которого охватывают эпоху с 1848 по 1915 г. Таким образом, «исторически» его коллекция является промежуточным звеном между собраниями Лувра и Центра Жоржа Помпиду. Здесь можно увидеть самые известные картины и скульптуры — от роденовского Бальзака в халате до «Олимпии» Мане и автопортрета Ван Гога, — и даже предметы мебели. Пульсацию культурной жизни Парижа ХIХ века почувствовали журналисты АРТХИВа.
…Здесь всегда было людно. Раньше сновали толпы спешащих на поезд французов, сегодня перед входом — очередь из ценителей искусства со всего мира. В 1977 г. правительство приняло решение разместить в бывшем здании вокзала музей д`Орсе (Musee d’Orsay). Реконструкция заняла почти 10 лет.
Джеймс Уистлер (James Abbot McNeill Whistler — «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» — Arrangement in Grey and Black: The Artist’s Mother) (1871) — известейшая из работ американского живописца, находящаяся в д`Осре и гастролирующая по всему миру. Ее безбожно эксплуатируют в кино и даже мультфильмах: изображение было испорчено Мистером Бином в одноименном фильме, показано в «Симпсонах», а Джон Леннон даже посвятил ей песню.
«Домашний» Бальзак
На первом этаже нас встретили скульптуры Карпо (до конца сентября в музее проходит масштабная ретроспектива автора), картины Анри Руссо, Оноре Домье, Камиля Коро и реалиста Гюстава Курбе. На втором этаже расположились творения Бурделя, Майоля и Родена, чья статуя Оноре де Бальзака в свое время, вызвала пересуды среди литераторов и в итоге была ими отвергнута. А ведь скульптор не только перечитал все произведения писателя и съездил в его родной город, но и попросил портного Бальзака пошить по его меркам домашний халат, в котором автор трудился над романами в своем кабинете! Согласно другой легенде, находясь в муках творчества, Роден сорвал с себя халат и опустив его в гипс, накинул на плечи Бальзаку. Так или иначе, коллеги писателя новаторства не оценили, и скульптуре пришлось коротать век на вилле Родена. Благодаря снимкам фотографа, который заново открыл произведение миру, 40 лет спустя «Бальзака в халате» отлили в бронзе и установили в Париже. Нашему же вниманию представлен гипсовый прототип. Знаковая статуя!
Однако популярность музею принесла прежде всего, впечатляющая коллекция импрессионистов — Ренуара, Моне, Дега, Мане, Тулуз-Лотрека…
Картины импрессионистов обрели достойное место под сводами из стекла и метала, возведенными архитектором Виктором Лалу и так напоминающими увековеченный Клодом Моне вокзал «Сен-Лазар». Именно с него художник со своим лучшим другом Ренуаром, вооружившись тогда еще только входившими в обиход этюдниками, в поисках приключений отправлялись писать и кутить на «Лягушатник» — плавучее кафе с весьма сомнительной репутацией. Для того, чтобы написать вокзал «Сен-Лазар», Моне уговорил его директора отложить несколько рейсов и утопить станцию в дыму (что, однако, было небезопасно).
Революционеры у холста
Это сейчас принты с картинами импрессионистов украшают сумки модниц, а в конце XIX века отказавшиеся от салонного блеска художники подвергались жесткой критике и сражались за право попрощаться с тихой заводью академизма. Свое название это направление получило с легкой руки критиковавшего новомодное течение парижского журналиста. На первой совместной выставке художников в мастерской фотографа Надара в 1874 г. Клод Моне представил свою картину «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), на что фельетонист ответил уничижительным (тогда) прозвищем «импрессионисты».
Здесь и полотна Камиля Писсаро, еврейского художника, который презрел иудейский запрет изображать все сущее на земле, в юности носивший краску на пленерные этюды, как водилось, в свиных мочевых пузырях… И пейзажи Клода Моне, написанные в Этрета, где однажды, заработавшись, художник не заметил начала прилива и чудом уцелел — увы, холсты спасти так и не удалось. Здесь воды Сены, изображенные Ренуаром, а рядом — его взрывающийся жизнью «Бал в Мулен де ла Галет» (Moulin de la Galette) (ср. 1870-х), провозглашающий необратимые перемены в обществе: героями картин нового времени становятся не представители знати, а парижане из рабочих кварталов. Кстати, сам Ренуар был отличным танцором.
Эдуард Моне «Олимпия» (1863). После того, как общественность ханжески раскритиковала художника за работу «Завтрак на траве», на которой женщина обнажена в присутствии одетых мужчин, он взялся за написание «Венеры Урбинской», будучи твердо уверенным в том, что картина уж наверняка станет шедевром. Однако на выставке в Салоне ее разносят в пух и прах, называя кощунственным посягательством на мифологические образы. Как этот так: античной красавицей предстает юная проститутка с надменным взглядом! Парижская пресса негодовала: «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения!» После таких отзывов художник впал в глубокую депрессию. Предположительно, прообразом «Олимпии» стала любовница Наполеона Бонапарта Маргарита Белланже.
Вот неспешно надевает чулок героиня «жизнеописателя» парижской богемы, кабаре и баров, Анри де Тулуз-Лотрека (Henri Marie de Toulouse-Lautrec).
А вот портрет
любимой модели русского художника Валентина Серова Марии Львовой, написанный им в живой импрессионистической манере (1894).
Женский взгляд на импрессионизм демонстрируют картины Берты Моризо (Berthe Morisot) — французской художницы, внучки Жана Оноре Фрагонара, впервые поучаствовавшей в выставке в 23 года.
Гуляя по залам, можно подсесть к завтракающим на траве Мане или за столик к картежникам Сезанна, героям одной из пяти картин написанной им серии. К слову, похожее полотно из этого цикла в 2012 г. было признано самой дорогой картиной в мире и продано за $250 млн.
И, конечно же стоит зайти в гости к Ван Гогу, в ту самую комнату художника в Арле. А если расстояния Вас не пугают, то и погостить на просторах сочных гогеновских Таити.
Справка АРТХИВа. Уникальной манере изображения импрессионистов послужил технический прогресс. Появление кистей из свиной щетины позволяли не просто изящно «скользить» по холсту, а получать «крепкие» мазки. К тому же, в качестве прообраза сегодняшнего мастихина художникам служила металлическая часть кисти — обойма, скрепляющая пучок. До ее появления, кисть связывали с помощью ниток.
Ван Гог «Звездная ночь над Роной», 1888. Для того, чтобы писать при свете луны, изобретательный голландец размещал зажженные свечи на полях своей шляпы. Звезды он называл душами умерших поэтов. В своих письмах из Арля говорил о том, что болезнь — это своеобразный транспорт, доставляющий человека к звездам. Тот, кто умирает, дожив до глубокой старости, отправляется на небо пешком. Самоубийцы же «едут» наверх экспрессом. Грустно и прекрасно одновременно.
Справка АРТХИВа: Ежегодно музей д`Орсе принимает до 3 500 000 посетителей.
Музей д` Орсе
Адрес: 62 rue de Lille / 1 rue Bellechasse, 7-й округ, ст. метро Solferino RER: Musee-d'Orsay
Время работы: вторник-среда, пятница-воскресенье: 9:30 — 18:00, четверг: 9:30 — 21:45