Множественный модернизм: (1905-1970) - парижская ретроспектива ( 2 часть: Африка, Азия, Латинская Америка, США)
Тем, для кого понятие «модернизм» исчерпывается фамилиями Пикассо и Малевича, центр современного искусства Жоржа Помпиду открывает новые имена. Сегодня мы прогуляемся по залам с работами художников этой эпохи, которые «принесли немного Европы» на другие континенты. По ним и будем путешествовать: пристегните ремни безопасности!
Виртуальную экскурсию по европейскому живописному модернизму мы уже совершали. На очереди — экзотика.
Cтакан на половину… Поллок
Идеологу абстрактного экспрессионизма, американцу Джексону Полоку (Paul Jackson Pollock) (1912 —1956), вряд ли откажешь в признании одной из самых влиятельных арт-персон ХХ века. В 2006-м на аукционе Sotheby’s за его картину «№ 5» (1948) предложили $140 млн долларов, после чего эта работа на тот момент стала самым дорогим полотном в мире.
Только ленивый не критиковал его эмоционально «разбросанных» по холсту красок. Следуя технике собственного изобретения, он расстилал на полу огромные холсты и разбрызгивал по ним цветные краски, не прикасаясь к поверхности, чем и заслужил прозвище Джек-Разбрызгиватель (Jack the Dripper). Такой метод позволял художнику чувствовать себя как бы внутри живописи.
В Центре Жоржа Помпиду можно познакомиться с его «Женщиной-луной, разрезающей круг» («Moon-Woman Cuts the Circle») (1943). Картиной, в которой прослеживаются увлечение юнгианской теорией и интерес к рисункам индейцев: художник практиковал изобретенную племенем Навахо песчаную живопись.
Марк Ротко (Mark Rotko) в своей работе «Без названия» («Черный, красный на черном на красном») («Untitled» Black, Red over Black on Red) (1964) насыщает холст цветом до точки «кипения», когда между черным и красным становится отчетливо виден свет.
Американская модернистка Джорджия О’Киф (Georgia Totto O’Keeffe), очарованная красотой заката на озере Джорджия, написала картину «Красный, желтый, черный», в которой передает ощущения в характерной для своего творчества манере — с помощью цветовых волн: небо, земля и вода — оранжевый, красный и фиолетовый, плавно сливаются воедино.
На выставке представлена также антология произведений пионеров американского модернизма, до сих пор малоизвестных — Моргана Рассела (Morgan Russel), Стэнтона Макдональд-Райт (Stanton MacDonald-Wright) и Патрика Генри Брюса (Patrick Henry Bruce).
Перу-Уругвай
В разгар эпохи модернизма в латиноамериканском искусстве уживались вместе индегенизм, проще говоря, «отуземливание», и тотемизм, который художники взяли на вооружение в 50−70-е.
Игра с текстурой и светотенью, ритуалы, мифы и пустынные ландшафты, еще не знавшие следов Колумба… Это работы художника Fernando de Szyszlo — главного персонажа перуанского искусства середины прошлого века, абстракциониста, вдохновлявшегося местной историей.
А вот нам навстречу выходят коренные жители Анд в ярких национальных одеждах, — персонажи другой представительницы перуанской сцены, Julia Codesino. Будучи дочерью посла, она выросла в Европе, а в 1918 г. вернулась в Перу, где открыла для себя мурализм — мексиканские фрески об истории страны и борьбы ее народа за свободу. Помимо этого, в работах автора присутствует влияние кубизма и примитивизма.
«Танец негоров» (Dance negre) (1923) — одна из известнейших работ журналиста и юриста, уругвайца Педро Фигари (Pedro Figari). Наибольшую славу он заслужил как живописец-постимпрессионист, хотя серьезно взялся за кисть только в 60 лет!
Справка АРТХИВА. В мае 2011-го года аукцион латиноамериканского искусства, организованный Sotheby’s в Нью-Йорке, собрал $26,8 млн, став наиболее успешным за всю историю участия художников стран Латинской Америки в художественных торгах. Специалисты связывают это, в первую очередь, с экономическим развитием латиноамериканских стран и появлением состоятельных арт-коллекционеров. Cамым дорогим был признан воспеватель пышек, колумбиец Фернандо Ботеро (Fernando Botero). В этом же 2011-м 21 его лот ушел за $7,5 млн.
Африка
В начало 20 века художники Африки балансировали между имитацией западных живописных моделей и возвращением к традициям.
Фигуры с расходящимися от них красными, синими и зелеными лучами — «дети» Жака Зигомы (Jacques Zigoma) — одного из основателей Школы Пото-Пото из Конго. В своем творчестве он изучал исконные обычаи африканских народов.
Ирма Штерн (Irma Stern) — известная южноафриканская художница, добившаяся международного признания. Родилась в Швейцарии, в немецко-еврейской семье. Во время южноафриканской войны, Ирма с младшим братом и матерью жили в Кейптауне. После вернулись в Германию, однако позже Ирма Штерн долгое время жила в Кейптауне и путешествовала по Африке, по районам Занзибара и Конго. Экзотические экспедиции, безусловно, повлияли на творчество.
Пото-Пото (École des peintres de Poto-Poto) — школа африканской графики и живописи, которую в 1951 основал художник и этнограф Пьер Лодс (Pierre André Lods), назвав ее в честь района Браззавиля. Появление этого учебного заведения стало частью французской колониальной политики. Традиционные материалы участников школы, исповедовавших наивное искусство — ватман, гуашь
и акварель. Подписывли работы потто-потовцы аббревиатурой «РРР» («Peintres de Poto-Poto».)
Арт-Азия
Léonard Foujita, Takanori Oguiss, Liu Haisu or Zao Wou-Ki — авторы традиционных китайских и японских живописных школ испытывали конфликт между стремлением стать частью европейского модернистского процесса и сохранением азиатской аутентичности.
Впрочем, почти все они сделали выбор в пользу культурной альтернативы, предлагаемой западной современностью.
Впрочем, почти все они сделали выбор в пользу культурной альтернативы, предлагаемой западной современностью.
Farden Lashai — одна из выдающихся иранских художниц, которая обучалась в Вене и работала в технике живописи, скульптуры, инсталляции и видео. С помощью этих инструментов она создавала лирические абстрактные полотна и рассказывала историю современного Ирана. В 1990-х Farden Lashai была участницей Neda Group, организованной 12 иранскими художницами, а еще — перевела несколько пьес Бертольда Брехта и даже сама написала бестселлер!
Schafic Abboud из Ливии во время обучения в Париже работал в студии Фернанда Леже, учился в Академии изящных искусств и восхищался творчеством Пьера Боннара. От традиционной ливийской фигуративной пейзажной живописи он вскоре перешел к абстракции, не забывая при этом о своих восточных корнях и бабушкиных сказках.
Индийский художник Sayed Hayed Raza с 50-х работал во Франции, однако, несмотря на «инъекцию Европы», сумел сохранить крепкие связи с Индией. Его аутентичные богатые цветом абстракции, написанные маслом и акрилом, содержат элементы индийской космологии и философии. В 70-е художник отошел от пластического искусства, пережив второе творческое рождение вместе с «бинду». Sayed Hayed Raza стал передавать вибрации Пракрити-Пуруша (женской и мужской энергии) с помощью пульсирующей точки, напоминающей отпечатки подушечек пальцев.
Центр современного искусства Жоржа Помпиду, адрес: Rue Beaubourg, 9
Телефон: +33 1 44 78 12 33
Время работы: ежедневно, кроме вторника с 11 до 21