Первый вопрос, который многие зрители задают себе, глядя на произведение искусства, звучит так: «а какова его история?». В отсутствие какой-либо информации мы можем судить лишь о мастерстве художника, но сведения о происхождении, о том, как, где и почему создавалась работа, и что вложил в неё автор, повышают её художественную, историческую и денежную ценность.
Взять, к примеру, знаменитую картину Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874). На первый взгляд, это бонбоньерка из белых пачек и ярких бантов. Но вглядевшись, вы заметите, что ни одна из балерин на самом деле не смотрит на другую. Каждая из них представляет собой гламурную скульптуру, застывшую в отдельной искусственной позе. То, что раньше казалось невинной красивой сценой, становится примером психологической изоляции, поразившей Париж в конце XIX века.
Сейчас уже не каждое произведение искусства иллюстрирует или комментирует социум, но каждое рассказывает историю — независимо от того, насколько оно искусно или абстрактно. Произведение искусства — это намного больше, чем его эстетические качества. Это портал в жизнь художника и в его уникальный опыт.
Историки искусства, арт-дилеры и коллекционеры стремятся вникнуть в причины каждого творческого решения — обнаружить истории, переплетённые с каждым мазком кисти живописца или движением руки керамиста. Эстетика работы привлекает зрителя, но чаще всего люди влюбляются в работу благодаря истории.
Если вы до сих пор не записывали истории своих произведений, вот несколько соображений, почему это стоит делать.
Сейчас уже не каждое произведение искусства иллюстрирует или комментирует социум, но каждое рассказывает историю — независимо от того, насколько оно искусно или абстрактно. Произведение искусства — это намного больше, чем его эстетические качества. Это портал в жизнь художника и в его уникальный опыт.
Историки искусства, арт-дилеры и коллекционеры стремятся вникнуть в причины каждого творческого решения — обнаружить истории, переплетённые с каждым мазком кисти живописца или движением руки керамиста. Эстетика работы привлекает зрителя, но чаще всего люди влюбляются в работу благодаря истории.
Если вы до сих пор не записывали истории своих произведений, вот несколько соображений, почему это стоит делать.
Картина Пабло Пикассо «Сидящая женщина в синем платье (Дора Маар)» в мае 2017 года была продана на аукционе за 45 млн долларов США. Одной из составляющих столь высокой цены стала история этого портрета
1. Ваша эволюция
В недавнем интервью англо-американская художница Джейн Хант сказала: «Я занимаюсь живописью 25 лет, и не знаю, что случилось с большинством моих картин. Я бы хотела вести точные записи того, что сделала за всю жизнь». Известный искусствовед и художница Лори Макни отразила аналогичное мнение во время чата о художественной карьере: «Я не знаю, где находятся многие мои картины и кому они принадлежат».Обе художницы хотели бы с ранних этапов карьеры использовать систему инвентаризации и делать заметки о своих работах.
«Сейчас я ругаю себя за то, что с самого начала не каталогизировала свои картины, и грущу оттого, что все они утеряны. Вам стоит вести записи о работе вашей жизни», — говорит Джейн Хант. Она отметила, что никто не начинает как профессиональный художник, но заносить в каталог свои произведения нужно, даже если вы думаете, что создаёте их для развлечения.
Это также значительно упростит составление вашей ретроспективы, ведь все изображения и данные о ваших шедеврах будут находиться в инвентарном софте.
Джейн Хант, «Котсуолдские маки». Частная коллекция. Источник: janehuntart.com
2. Ценность вашего творчества
По словам Кристины Гернси из Международного общества оценщиков, «твёрдый и документально подтвержденный провенанс повышает ценность и востребованность произведения искусства». Она также отмечает, что «недостаток соответствующей информации может привести к тому, что работа будет недооценена, останется непроданной или утраченной без перспектив восстановления».Искусствовед Джин Стерн, директор Музея Ирвайна в Калифорнии, добавил, что художники должны записывать хотя бы дату и место создания произведения, его название, а также любые личные мысли о нём. Чем больше информации о работе и её создателе, тем проще сделать её художественную и денежную оценку.
«Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» Дэвида Хонки — самая дорогая в мире картина ныне живущего художника. Историю случайного создания композиции читайте тут
3. Перспективы вашего творчества
Джейн Хант говорит: «Некоторые галереи, где я выставляюсь, хотят похвастать наградами, которые получили работы. Всякий раз, когда я даю своим кураторам эту информацию, они приходят в восторг». Она также упомянула слова Джина Стерна: «Делай всё, что можешь сейчас, чтобы облегчить жизнь искусствоведа в будущем, и ты будешь вознаграждён».Если у вас есть моменты, подчёркивающие историю, заслуженные награды и копии публикаций, вы станете более привлекательны в глазах кураторов и галеристов, желающих организовать интересную выставку или продемонстрировать работу с богатой историей.
Провенанс имеет такое же первостепенное значение, как и разборчивая подпись. Поэтому убедитесь, что зрители могут чётко распознать, кто автор произведения, и узнать историю, которую оно рассказывает.
Ганс Гольбейн Младший, «Послы (Портрет
Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)». Об истории создания картины, её политическом значении и символизме читайте тут
4. Ваше наследие
От Гольбейна до Хокни каждый художник оставляет наследие. Его качество зависит от вас. Хотя не каждый стремится к известности или достигает славы Ганса Гольбейна, ваши работы заслуживают того, чтобы их запомнили и записали. Даже если это произведения, созданные только для удовольствия, и видели их лишь члены семьи или знакомый искусствовед.В моей семье есть несколько старых картин, доставшихся от предков, но у нас нет информации о них. Подпись неразборчива, документов о происхождении нет, и они ставят в тупик арт-консультантов. Тот, кто написал эти прекрасные буколические сцены английской сельской местности, ушёл в небытие, и их история ушла с ним. Мне, как человеку с дипломом по истории искусств, больно это осознавать.
Джин Стерн подчёркивает: «Художники должны защитить картину как можно лучше, даже если автор никогда не станет ценным или знаменитым. Искусство должно быть записано».
И хотя может показаться, что каталогизация ваших работ — дело довольно сложное, оно того стоит. А если вы обратитесь за помощью к ассистенту, члену семьи или близкому другу, работа пойдёт намного быстрее.
И хотя может показаться, что каталогизация ваших работ — дело довольно сложное, оно того стоит. А если вы обратитесь за помощью к ассистенту, члену семьи или близкому другу, работа пойдёт намного быстрее.
По материалам Artwork Archive