Здесь можно найти то, с чем эта страна пока не ассоциируется — фото с гей-парадов, видео-звуковые эксперименты, травести-портреты и записи перформативных поисков. Не зря «New-York Times» в свое время прозвала галерею «меняющимся лицом Турции». Ведь и женщины в парандже сегодня умудряются под ней курить.
Между прошлым и будущим
В 2004 году музей современного искусства Стамбул Модерн-арт (Istambul Modern Art) «будущим поколениям Турции» подарил меценат-промышленник. Галерея занимает 8 тыс. кв. м бывшего таможенного склада на Набережной Каракей (Karakoÿ).
Кроме персонала, за пару часов пребывания здесь, собственно, туркейких ценителей совриска я не встретила — просторными залами бродят презревшие пляжно-кальянные наслаждения европейцы. Да и галерея больше напоминает тропический фрукт, любовно взращенный на нашей даче, в чуждой ему климатической полосе.
«Прошлое и будущее» — новая постоянная экспозиция музея, демонстрирующая трансформацию турецкого визуального искусства от начала прошлого века и до наших дней. Для тех, кто не знаком с историей Turkish-art и хочет проследить ее траекторию, выставка служит отличным путеводителем по картинам 136 художников. Ретроспектива призвана доказать: «Мы — разные, но мы идем в ногу с Западом».
Справка АРТХИВа: помимо выставочных залов, в галерее Стамбул Модерн-арт расположен кинотеатр, лекционные комнаты (одним из направлений работы музея является обучение школьников восприятию визуального искусства), библиотека со знаменитыми «порхающими» под потолком книгами, сувенирный магазин и ресторан с видом на Босфор.
Окно в Европу
Взор, уставший от пестрых ковров, мозаичного кафеля, панно с похождениями султанов и прочего «искусства для туристов», заполонившего стамбульские улицы, здесь, признаться, отдыхает. К слову, еще в конце 19 века от неразбавленной османской культуры с ее запретами на изображение людей и животных и оттого единственно возможной орнаментальностью, утомились сами турки. Молодые художники потянулись к Европе, начиная постепенно примерять западные эстетические тенденции. Благодаря государственным грантам на обучение турецких художников во Франции с 1910 по 1914 г. г., они привезли на Родину семена импрессионизма. При этом, дорвавшись к доселе закрытым для них техникам и направлениям, они с упоением принялись за, порой, нарочитую компиляцию европейских и турецких достижений в живописи.
Хронология: начало
Выставка включает обратный отсчет, встречая гостей произведениями contemporary-арта, но мы позволим себе изменить направление движения и начать с истоков.
Представитель поколения художников «1914» — Хикмет Онат (Hikmet Onat) первым перешел от популярных в то время изображений батальных сцен сначала к академической обнаженной натуре и стамбульским пейзажам, а вскоре — к живописи в импрессионистической манере. Несмотря на это, академизм
явно присутствовал во всех его работах, отличавшихся скрупулезно «прописанными» элементами.
В 1929 г. в тогда еще Константинополе появилась первое творческое объединение «Ассоциация независимых художников и скульпторов» (Refik Epikman, Cefat Dereli, Hale Asaf). Своей целью ее участники определили знакомство турецких коллег с европейскими направлениями в живописи — от немецкого экспрессионизма до кубизма и конструктивизма.
В продолжение темы в 1933 г. в Стамбуле начинает работу «Группа Д» (Cemal Tollu, Elif Naci, Abedin Dino), члены которой категорически отказались от академизма, натурализма и импрессионизма в пользу кубистического подхода. Степень влияния этой организации на турецкой арт-сцене была весомой вплоть до 50-ых.
В 1941 году у «Группы Д» появляются оппоненты из, так называемых, «Новопришедших» (Nuri Iyem, Selim Turan)(«Newcomers Group»), фокусировавших свою живопись на социальных проблемах и яростно критиковавших предшественников за пренебрежительное отношение к ситуации в стране в угоду западным тенденциям.
Бурные 60-70-ые
Конец 50-ых считается переломным периодом в турецкой живописи, когда художники перестают копировать западных мастеров и начинают создавать собственный арт-продукт.
В 60-ых постепенно внедряют в работы новые медиа — видео-арт и инсталляции. При этом прослеживаются тенденции возврата к определенным принципам исламской эстетической традиции. Диптих Эрола Акиаваша (Erol Akyavaş) «Mansur Al-Hallaj» (1968), своей квадратной формой напоминает мусульманскую святыню, Каббу, а сферические формы на картине — оформление собора святой Софии.
Сюжетным трендом становится массовая миграция жителей деревень в большие города. Член группы «урбанистов», Мустафа Панкар (Mustafa Pancar), открывает различные стороны жизни в Стамбуле с ее необузданным трафиком, цветочными лавками, душными вечерами.
А вот уже кубистические турецкие реалии от Бедри Рахима Иебоглу (Bedri Rahmi Eyüboğlu) — традиционные посиделки в кофейне («Coffee House») (1973 г.) с игрой на бузуки.
Справка АРТХИВа: В 80-е наблюдался резкий рост продаж турецкого искусства, после стамбульской биеннале 1987 года художники начинают интегрировать в искусство реди-мейды, искать новые способы диалога со зрителем.
Картина (1981) Асли Торку (Asli Torcu) написана по мотивам фотографии из альбома ее друга: заря 60-х, начало традиционного мусульманского праздника обрезания. Торку показывает странность церемонии и исследует сложные взаимоотношения между членами семьи. Так, мальчик направил дуло игрушечного пистолета на мать. Части диптиха связывает между собой одеяло, которым укрыт мальчик.
Двухтысячные
Тонер Чейлан (Taner Ceylan) — самый успешный турецкий фотореалист и скандально известный исследователь жизни мужчин-гомосексуалистов. Его картин 18+ в Istanbul Modern art не найдешь, здесь — стилизованное под травести-портрет изображение принца Мустафы, убитого по политическим мотивам его отцом, Сулейманом Великолепным, в 1553 году. И полотно, с которого поглядывает облаченный в женскую одежду Мустафа, залито кровью.
Один из пионеров турецкого фотореализма, Нур Кочак (Nur Koçak) обучалась в США и работала в Париже. Хотя в своих ранних работах она критиковала потребительское отношение общества к женскому телу и продвигала феминистические идеи, позже художница изменила курс в сторону семейных ценностей.
Серия художницы, посвященная первой турецкой кинозвезде, Кахиде Сонку (Cahide Soncu), выбравшей нетипичный для турецкой женщины стиль жизни — это картины а-ля «до» и «после». Поначалу актиса свежа и полна уверенности в своей красоте. Однако соковыжималка киноиндустрии превращает ее в уставшую и раздраженную старуху. Турецкая мораль: сидела бы себе дома в хинджабе и горя бы не знала.
Cоциальные феномены повседневности подмечает Хакан Гюрсойтрак (Hakan Gursoytrak): на его полотне застыла многотысячная очередь в агентство по трудоустройству («Employment Agency») (2002).
Ирфан Онюрмен (İrfan Onurmen) рефлексирует на тему проблем поколения 80-х, отношений между полами, одиночества жителей больших городов. По градусу яркости работы напоминают фото с журнальных обложек с рекламно-счастливыми героями.
Преобразует газетный снимок и Темюр Кьоран (Temür Köran) («Untitled») («Без названия») (2009). В его полотнах, состоящих из наслоений цвета, всегда прослеживается влияние фотографии.
Работу «Reflex 15» Канана Толона (Сanan Tolon) уже успели увидеть в Украине: в 2012 г. ее привозили на первую киевскую международную биеннале совеременного искусства «Арсенале».
Помимо постоянной экспозиции, в галерее проходят выставки: «Визуальное искусство и музыка в Турции» (до 27 ноября 2014); фотовыставка «На дороге» (до 9 ноября 2014). Не пропустите!
Топ-3 самых дорогих художников Турции:
1. Осман Ханди бей (Osman Hamdi bey) по праву лидирует в списке: его картины «Черепаший смотритель» и «Дама из Стамбула» в последние 10 лет ушли с молотка за $3, 5 млн. $3,4 млн.
2. Фахрониса Зейд (Fahrelnissa Zeid): осенью 2013 ее картина «Распад атома и растительная жизнь» была продана на аукционе Christies в Дубае за $2, 741 млн, установив ценовой рекорд среди произведений художников Ближнего востока.
3. Бурхан Доганчай (Burhan Cahit Doğançay)"Mavi Senfoni" «Голубая симфония» в 2009 ушла с молотка за $ 1, 5 млн. — ее приобрел турецкий предприниматель.
Галерея Стамбул Модерн-арт
Время работы: ежедневно, кроме понедельника с 10−00 до 18−00
Адрес: Meclis-i Mebusan Cad. Liman İşletmeleri Sahası Antrepo 4, 34433
Karaköy İSTANBUL
Телефон: +90 212 334 73 00