Мы живем в эпоху визуального разнообразия. Современные художники изобретают всё новые способы самовыражения — порой шокирующие, озадачивающие и вызывающие недоумение. И у многих из нас иногда всё же невольно мелькает мысль: «А вот раньше было по-другому…» Вынуждены вас разочаровать: не было. Оказывается, во второй половине XIX — начале ХХ века, когда изобразительные искусства всё еще подчинялись довольно строгим правилам, производители поздравительных открыток «отрывались», как могли. Мы собрали для вас целую коллекцию необычных и абсурдных открыток, на которых елки целуются со снеговиками, свиньи танцуют с гномами, а Санта Клаус выглядит не таким уж милым и добрым.
Среди всех компаний, которые печатали новогодние и рождественские открытки в викторианскую эпоху, особенно выделяются две — Raphael Tuck & Sons и De La Rue. Но если первые чаще всего просто брали привлекательную картинку и украшали ее поздравительной надписью (иногда совершенно неподходящей), то вторые, похоже, сознательно выбирали чудаковатые изображения. De La Rue печатали поздравительные открытки на протяжении лишь одного десятилетия (с 1875-го по 1885-й), но за это время успели произвести внушительное количество изображений, вызывающих много вопросов.
За этим изображением явно скрыта очень загадочная история.
О том, что это новогодняя открытка, говорит только надпись «The Compliments of the Season» — одно из традиционных английских поздравлений с зимними праздниками.
А здесь поздравительная надпись хорошо замаскирована — ее можно разглядеть в левом нижнем углу. И от этого сюжет становится еще менее понятным.
Почему же вместо традиционных рождественских сюжетов De La Rue и подобные ей компании выбирали антропоморфных насекомых, цветочных фей и динозавров? Всё дело в том, что рынок поздравительных открыток в конце XIX века был перенасыщен. И, чтобы выделиться на общем фоне сказочных зимних пейзажей, белокурых ангелочков и милых котят с бантиками, De La Rue нанимали художников, которые могли создать нечто новое (к слову, эта компания была одной из очень немногих, кто сотрудничал с женщинами-художницами). А викторианцы старались купить к Рождеству как можно больше ненужных вещей (никого не напоминает?) и охотнее выбирали нестандартные изображения.
За интерес викторианцев к доисторическим существам (и за появление таких открыток) стоит благодарить Чарльза Дарвина.
Может быть, это ранний концепт-дизайн костюмов для эльфов Санта Клауса?
Кроме всего прочего, в то время открытки были источником визуальной новизны. Позволить себе купить картину могли далеко не все, а открытки были недорогими и красочными. Люди коллекционировали их, вставляли в рамки, обменивались ими. Это был способ поделиться с окружающими симпатичными или смешными картинками — приблизительно как сейчас Инстаграм.
Очень празднично, не правда ли?
Очень милые котики, которые… сидят на мундштуке?
А вот факельное шествие птиц выглядит немного зловеще. Хотя, может быть, они несут огоньку котикам с предыдущей открытки?
Вернемся ненадолго к компании Raphael Tuck & Sons, которые печатали сотни открыток по самым разным поводам, не всегда заботясь о том, чтобы картинка хоть как-то соотносилась с текстом. В их наследии тоже можно отыскать немало странных открыток, хотя они и теряются в общем потоке. Чего только стоит оживший рождественский пудинг или собаки, играющие на волынках.
Рыдающие дети — лучший способ поздравить близких. Хотя плачут они из-за того, что угощение закончилось.
Может быть, именно так в Шотландии раньше праздновали Рождество?
«Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса».
Частыми гостями на винтажных новогодних открытках были свиньи — символ наступающего 2019 года. Причем часто они изображались с мешочками денег или в окружении монет. Дело в том, что во многих тевтонских и скандинавских традициях свинья символизировала удачу и процветание. Так что, одаривая близких «свинскими» открытками, люди не имели в виду ничего плохого, а желали друг другу финансового благополучия.
Это мини-пиг или просто очень большой мухомор?
Так люди поздравляли друг друга с наступлением 1910 года. Не забывайте, это пожелание благополучия.
Четырехлистный клевер — знаменитый символ удачи — тоже часто встречается на открытках с поросятами. Но разве что-то на этой картинке может отвлечь от выражения лица гнома?
Так вот что происходит в хлеву, пока никто не видит!
А вот почему на рождественских открытках так много лягушек и насекомых, не совсем понятно.
Лягушки, которые почему-то боятся намокнуть.
Интересно, комары — это звуковое сопровождение или закуска?
Какие бы то ни было логичные объяснения у нас закончились. Просто напоминаем, что это поздравление с Рождеством.
Ничего необычного. Просто котята, сбивающие палками кокосовые орехи.
Как хотелось бы верить, что эта птичка просто спит…
Теперь вы знаете, как выглядит экзистенциальный кризис.
Как будто мало им было того, что на этой картинки коты весело играют в воде. Это еще и приурочили к Рождеству.
Рыба, которая… рыбачит? Или правильно сказать «человечит»?
Этого ребенка слишком часто просили прочитать стишок с табуретки.
Уже знакомый нам рождественский пудинг. Страшный сон приверженца ЗОЖ.
Эти птицы, к счастью, не мертвые, а просто выпили лишнего. Но вы только посмотрите на кота!
Видимо, это призрак будущего похмелья.
Да, все правильно, это Адольф Гитлер на рождественской открытке Raphael Tuck & Sons 1943 года.
Человек-ель и очень странный хоровод.
А это Крампус — спутник и антипод Святого Николая, который наказывает непослушных детей. Но в тот год Крампус, похоже, взял отпуск, чтобы устроить свою личную жизнь.
Бонус: винтажная елочная игрушка. Если вы вдруг не догадались, это — котик.
В общем, теперь, когда вы будете пролистывать ленту в Facebook и наткнетесь на изображение, которое покажется вам дурацким или абсурдным, просто вспомните, что раньше люди дарили друг другу открытки с мертвыми птичками — и современный мир уже не будет казаться вам таким сумасшедшим.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Источники изображений: weirdchristmas.com, tuckdb.org
Автор: Евгения Сидельникова.
Источники изображений: weirdchristmas.com, tuckdb.org
Автор: Евгения Сидельникова.