войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Дети в музее. Как взрослому выжить и даже получить удовольствие?

Если вы задумались: «А не пойти ли с ребенком в музей?», то мы уже пришли к вам. Со своими советами о том, как лучше такой поход обустроить. Это только на первый взгляд может показаться: подумаешь, ребенок? Подумаешь, в музее? Как бы не так! Дети перекроят и перекрасят в свой цвет любую, в том числе и музейную, действительность. Поэтому юные «музееиспытатели» — семилетняя Соня и девятилетний Кирилл — представляют свой вариант покорения галереи. Их тетя, по совместительству автор Артхива, систематизировала полученный опыт и составила полезные советы.



Дети в музее. Как взрослому выжить и даже получить удовольствие?

Физиология. Начало

Короткую инструкцию дети получили при входе: «По полу кататься нельзя, даже если он идеально скользкий: мы не на льду. Степенно ходим и смотрим. И шепотом задаем вопросы, если они есть».
Вопрос возник тут же:
— Тут есть, где пописать? — поинтересовалась Соня.
— Да. Тут есть туалет. С него и начнем.
— А я сейчас не хочу в туалет, но вдруг захочу?
— Понимаю. Если искусством прижмет. Но лучше давайте заранее подготовимся.
Совет № 1: Свободный детский мочевой пузырь позволит вам перемещаться по залам медленно и плавно. И совет можно проигнорировать, если у вас в планах бег галопом среди шедевров и квест «найди нужную комнату».
Интерьер Национального музея «Киевская картинная галерея»
Интерьер Национального музея «Киевская картинная галерея»

Тайное становится явным

Подготовились. Вошли.
— Ух, ты! Как во дворце! — восхищенно сообщила Сонечка. — Здесь короли раньше жили, да?
— Нет, — блеснула знаниями я. — Этот дом раньше принадлежал семье Терещенко. Это были очень богатые люди. Основатель династии — купец Артемий Терещенко. А вот уже его старший сын — Никола — был тайным советником в Российской империи. Он-то и начал собирать коллекцию картин, часть из которой мы с вами сейчас и увидим.
— Тайные советы? Это шепотом которые даются? — изумился Кирюша.
— Тайный советник — это чиновник. Но очень важный. Что-то типа министра, — выдала я и почувствовала, что скоро придется доставать смартфон и гуглить ответы.
Фотография И. Н. Терещенко в оформлении В. Андреева из альбома к 10-летию Киевской рисовальной школы. 1885; Н. А. Терещенко в мундире тайного советника; М. Врубель. портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мужчины в старинном костюме (И.Н. Терещенко). Источники фото: officiel-online.com, antikvar.ua
Совет № 2: Приготовьтесь к тому, что вопросы будут не только о картинах. Полутона и цветовая гамма — это все, конечно, прекрасно, но ребенка чаще волнует вопрос: «А зачем это тете такая куча тряпок на голове?», нежели игра светотени.
Первый зал с коллекцией икон детей не заинтересовал. Я облегченно вздохнула, что не пришлось «переводить на детский» религиозные тонкости иконописи.
Ребятам понравились скульптуры, а мне представилась возможность дать ценный совет: «Чтобы по достоинству оценить скульптуру, ее всегда нужно рассматривать с разных сторон».
— Точно! — подхватил Кирилл. — Вот я помню смотрел на памятник возле Днепра. Там еще три богатыря и тетя в лодке.
— Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, — важно поправила я. — Согласно летописям, они основали Киев.
— Ну, да. И вот у тети, у этой Лыбеди, плащ развивается очень сильно, а коса на попе лежит, как будто ее гвоздем прибили. Почему так?
— Потому что скульптор, Василий Бородай, работал в жанре соцреализма, — пояснила я, собирая волю в кулак, чтобы не расхохотаться. — А это значит, что все должно быть пафосно.
— Как?
— Торжественно. И поэтому не обязательно стопроцентно реалистично. Вот представь, если б у нее коса палкой из головы торчала? Это было бы смешно. И совсем не торжественно.
— А. Ну, да, — согласился Кирилл и перебежал в другой зал.
Василий Бородай. Памятник основателям Киева
Василий Бородай. Памятник основателям Киева

Совет № 3. Старайтесь сдерживать хохот от детских комментариев. Порой, это очень трудно, но надо превозмогать себя — мы же культурные люди и не ржем в музеях.
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Ганс Хайнер Бор. Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
  • Реклама
Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал

Спорим? Ваши аргументы!

В одном из залов детей заинтересовали не столько портреты, сколько подписи.
— А вот что означает это — «неизвестный художник»?
— Это означает, что ему стыдно было признаться, что именно он это нарисовал! — вдруг вступила Софья. — Я тоже, если плохо получается картинка, потом ее не подписываю. И вообще выбрасываю.
— Не совсем так, — вступила я. — Это означает, что со временем люди просто забыли, кто именно написал полотно.
— Ну, он же мог ее подписать? Тогда бы никто и не забыл! — Соне мой ответ не понравился.
— Ну, некоторые не подписывали свои работы, может быть, из лишней скромности.
— Или потому, что работа им показалась плохой! — настаивала Соня.
Неизвестный художник первой трети XIX века. Портрет неизвестной в кружевном чепце. Работа из музейны
Неизвестный художник первой трети XIX века. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
неизвестной в кружевном чепце. Работа из музейных запасников. Источник изображения: life.pravda.com.ua
…В моей голове возникли концепции авторства, и я стала подбирать слова, чтобы пояснить детям хотя бы одну из них. Но они уже перескочили в другой зал.
Совет № 4. Приготовьтесь, что порой наивный вопрос ребенка может поставить вас в тупик, зато подарить пару часов на попытку дать на него достойный ответ.
Иван Шишкин. Дубовая роща, 1887 год. Коллекция Национального музея «Киевская картинная галерея»
Иван Шишкин. Дубовая роща, 1887 год. Коллекция Национального музея «Киевская картинная галерея»

Художник или фотограф?

Соня и Кирилл остановились перед полотном «Дубовая роща» Шишкина.
— Красота какая! — Восхитилась Соня. — Прям всё, как настоящее.
— Вот наверняка же он кучу времени потратил на эту картину, — подхватил Кирюша. — А теперь, зачем такое рисовать? У всех фотоаппараты есть. Как ему, должно быть, было бы обидно сегодня.
— Нет, вовсе не всегда сфотографировать можно так же красиво, как художник рисует, — парировала Софья. — Вот так точно не сфотографировать! — девочка указала на Саврасовскую «Раннюю весну».
— Да, Сонечка, именно так, — поддержала я.

Совет № 5. Совет не слишком актуален для современного искусства, но если вы собираетесь с детьми рассматривать классиков пейзажа, продумайте заранее ответ на вопрос: «Это люди так мучились, потому что у них Кэнона не было, да?».

Музею - время, детям - час

Все залы, которых в галерее больше тридцати, мы не осилили. Когда я увидела, что дети уже не столько смотрят на полотна, сколько хотят баловаться, мы покинули музей.
Я засекала, сколько времени без устали и капризов продержатся мои «музееиспытатели» — получилось чуть больше часа.

Совет № 6. Набравшийся впечатлений ребенок способен устроить катастрофу даже из общения с прекрасным. Так что не стоит заставлять его проходить все круги музея, пока они не превратились в круги ада.

О вкусном и здоровом культпоходе

Если вы подумаете, что выход из галереи — это конец музейного приключения, то вы ошибетесь. Ведь одна из главных целей знакомства с прекрасным — сделать так, чтобы ребенок хотел возвращаться к нему снова и снова. Поэтому важный момент похода в музей — «закрепить вкусным» впечатление от него. Это может показаться излишне прагматичным, но пирожное после хождения по залам с полотнами оставит о галерее в целом и о живописи в частности более благоприятное впечатление, чем пустой желудок и уставшие ноги. Да, если ребенок еще совсем мал, то скорее всего он запомнит именно вкусное, а не картины. Но перед нами же не стоит цель, чтобы уже после первого похода в галерею малыш начал рассуждать об экспрессионизме Мунка?

Рекомендуемые выставки и показы
Совет № 7. Устройте детям после встречи с прекрасным еще и встречу со вкусным. Тогда этот день станет для них по-настоящему счастливым, а поход в музей в дальнейшем не будет восприниматься как унылая повинность и тяжкий труд.
Автор: Елена Сироид

Главная иллюстрация материала: юный зритель в одном из залов Национального музея «Киевская картинная галерея». Источник иллюстрации — страница музея в Facebook.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме