Шоколадный король, приятель Пикассо и основатель американского «Прадо»: тройка коллекционеров мирового масштаба
Байелер, Людвиг, Филлипс колумбы современного искусства и хранители полотен 19 века Их коллекции производили фурор при жизни и сейчас продолжают вызывать ажиотаж. Артхив уже успел рассказать вам о русских меценатах, теперь очередь за их иностранными коллегами.
«Mister More» Петер Людвиг
Немецкому меценату и коллекционеру Петеру Людвигу (Peter Ludwig) (1925−1996) удалось собрать самую крупную в мире коллекцию Пикассо, а помимо этого произведения эпох античности и средневековья, барокко
и рококо, стран Африки, Индии и Китая. На этом его послужной список не заканчивается: шоколадному магнату была присвоена степень почетного доктора сразу нескольких университетов, звание кавалера ордена Почетного легиона, Болгарского ордена Кирилла и Мефодия.
С детства Петера Людвига окружали выдающиеся произведения искусства: коллекционером был его отец. К сожалению, во время Второй мировой эти картины были погребены под развалами родительского дома, в который попала бомба, но самое страшное трагически погибла мать Петера. С тех самых пор убежище от гнетущих его память ужасов войны он искал в дебрях искусства.
Тем более, что его будущая вторая половинка Ирена также изучала в университете Майнца историю искусств, и была представительницей семьи производителей шоколада! Петер, защитив диссертацию по творчеству Пикассо, возглавил сладкое дело и изрядно нарастил капиталы.
Став успешным промышленником-кондитером, он все кровно заработанные отдавал за картины. И не только: из путешествий, кроме полотен, привозил доколумбовские монеты, рукописи, фарфор и фаянс. Кстати, собирал господин Людвиг и советское искусство более 30 раз посетил СССР, где побывал в галереях и ателье художников. Надо ли говорить, как ждали его визитов наши представители неофициального искусства!
Став успешным промышленником-кондитером, он все кровно заработанные отдавал за картины. И не только: из путешествий, кроме полотен, привозил доколумбовские монеты, рукописи, фарфор и фаянс. Кстати, собирал господин Людвиг и советское искусство более 30 раз посетил СССР, где побывал в галереях и ателье художников. Надо ли говорить, как ждали его визитов наши представители неофициального искусства!
Знаменитую фразу Искусство принадлежит народу Людвиги сделали своим девизом, не желая оставлять право любоваться картинами только лишь представителям элиты. Чета презентовала Кёльну 340 произведений современного искусства, а в начале 90-х подарила часть собрания музеям стран восточной Европы, среди которых Русский музей.
Еще одна сторона арт-сетей Людвигов развитие современного искусства. Так, условием для подарка Вене около 160 арт-объектов были ежегодные вклады правительства в современное искусство суммы в 1.5 млн марок на протяжение 15 лет.
Людвиг не боялся скандалов: так, в честь открытия музея в Кельне супруги Людвиги давали интервью на фоне своих изваяний работы любимого скульптора Гитлера — Арно Брекера, критикуя запрет на показ нацистского искусства. Мол, главное объективная эстетика. Дело дошло чуть ли не до заседания бундестага.
Свое имя благодетель увековечил в 12 музеях Людвига мира, продолжая круговорот предметов искусства в природе, устроив их ротацию по миру: арт-объекты на разных условиях отдавались, менялись, выставлялись Кельн, Аахен, Кобленц, Берлин, Оберхаузен, Вена, Будапешт, Санкт-Петербург, Пекин, Гавана это только музеи Людвига (последние были открыты уже после его смерти супругой, продолжающей деятельность Фонда). А всего деятельностью мецената охвачено 33 музея, где на разных условиях экспонируются объекты его собрания.
Что-то является щедрым подарком, что-то предоставлено во временное пользование. И, конечно, Людвиг всю жизнь продолжал потоком скупать произведения искусства, старинные и современные, за что заслужил у нью-йоркских галеристов прозвище Mister More (Мистер Больше).
Коллекционер-первопроходец Дункан Филлипс
Он мечтал основать американский Прадо, собирая под крышей своего дома картины Эль Греко, Шардена, Мане, Ван Гога, Моне, Дега, Гогена и Сезанна. Так, его собрание картин в Вашингтоне в 1921 г. положило начало открытию первого музея современного искусства в США, появление котрого на целых 8 лет опередило создание известного коллеги — МоМа.
Более полувека Дункан Филлипс (Dunkan Phillips) (1886−1966) отдал созданию первоклассной коллекции из двух тысяч произведений современного искусства, причем 1400 приобретенных им полотен были написаны живущими на тот момент американцами.
Наперекор тогдашним консервативным традициям, потомок промышленника отправился изучать классическое искусство в Йельский университет. Полученное наследство позволило ему всецело посвятить жизнь любимому делу приобретению картин. Собрание он посвятил рано покинувшему этот свет брату.
Сначала домашняя галерея представляла собой две комнаты особняка, в которых великие произведения искусства соседствовали с торшерами и диванами. В 1921 г. коллекция Дункана составляла уже 230 полотен, и он решил открыть двери своего дома для посетителей. Единственным советчиком новоиспеченного хозяина частного музея стала его супруга-художница Маржори Филлипс.
В поисках новых экспонатов он частенько наведывался в Европу хотя и покупал то, что нравится самому, старался как-то систематизировать произведения. Так, каждая картина Ван Гога относится к значимому периоду жизни художника. Среди любимых полотен самого владельца музея «Ветчина» Поля Гогена, «Дорога в Ветей» Клода Моне и «Средиземное море» Гюстава Курбе: несмотря на то, что со многими полотнами Филлипс расставался, эти являлись коллекционной константой.
Ветчина
1889, 50×58 см
Но центральной картиной музея считается признанный шедевр Огюста Ренуара — «Завтрак гребцов». Чтобы обладать этой картиной, азартному арт-инвестору пришлось ждать 12 лет и отдать 125 тысяч франков. Его слова оказались пророческими: Слава картины велика, и люди будут преодолевать тысячи километров, чтобы добраться до нас и увидеть её .
Завтрак гребцов
1881, 129.5×172.7 см
Интересовался Филлипс полотнами де Сталя, Клее и Кандинского. А вскоре коллекционер переключился на американских модернистов Джорджию О`Кифф, Эдварда Хоппера, Милтон Эйвери Дошло дело и до Джексона Поллока, Виллема Де Куннинга и Марка Ротко. Причем, миссия была более чем благородной — в своих дневниках Филлипс писал: «Моя основная роль, обнаружив независимого художника, защитить его от тирании конформизма».
В итоге «Сделано в США» — наиболее полное когда-либо демонстрировавшееся собрание произведений американских авторов. С 2010 по 2013 г. вашингтонский музей был закрыт на реконструкцию, поэтому эти шедевры смогли облететь полмира.
А с 1 марта по 31 августа 2014 г. экспозиция вновь ждет гостей в родных пенатах. Выставка охватывает период с 1850 по 1970 г: от полотен мастеров, задавших курс на модернизм в американском искусстве, и заканчивая представителями абстрактного экспрессионизма.
На короткой ноге с Пикассо: титан арт-рынка Эрнст Байелер
Рыцарь ордена Искусства и литературы, доктор философии и защитник природы, швейцарец Эрнст Байелер (Ernst Beyeler) (1921−2010) считался ведущим мировым дилером современной живописи. 100 произведений Клее, 340 Пикассо, Сезанна, Матисса Моне, Брака, Ротко За жизнь он собрал коллекцию полотен, которую оценивают в миллиарды франков! Благодаря ему общественность смогла лицезреть 250 выставок культовых художников-модернистов. Не имея детей, они вместе с женой Хилди вложили душу в выставочный центр в Риене, который ежегодно принимает многотысячные толпы посетителей.
А началось все в студенческие годы (к слову, изучал выходец из Базеля экономику и историю искусств), с работы подручным антиквара. Сам Байелер вспоминал, что инициация в мир живописи произошла, когда в 1934 г. на выставке в Милане он увидел «Гернику» Пикассо. После кончины хозяина лавки, в 1945-м, бизнес перешел к молодому Байелеру. В начале 50-х он выкупил полотно Кандинского за 4,5 тыс $… в рассрочку! К творчеству авангардиста меценат возвращался еще не раз — у Нины Кандинской он приобрел сотни акварелей, эскизов и картин. Кстати, как оказалось, одна из купленных картин этого автора, «Импровизация № 10», была украдена нацистами и поэтому послужила поводом для многолетних судебных тяжб с наследниками ее первобладательницы.
До 50-ых годов, по признанию самого собирателя прекрасного, финансы не позволяли раскошелиться даже на Матисса. А вот Пикассо, в силу большого количества полотен, был как раз по карману. Лично Паболо Пикассо в 1966 г. не отказал ему в чести выбрать 26 своих картин.
Благодаря близким отношениям с великим, коллекционеру посчастливилось стать владельцем «Гитары» — кубистической скульптуры художника. Причем изначально Бейлер планировал обменять ее на небольшой пейзаж Сезанна, однако в порыве шедрости Пикассо отказался от картины и подарил ее скульптуру! К столетнему юбилею художника в 1981 г. Бейлер организовал его масштабную ретроспективу в своей галерее.
Коллекционер активно сотрудничал с музеем в Базеле, перепродавая ему картины художников, чье искусство во времена нацистской Германии было признано дегенеративным и подлежащим уничтожению.
Приобретая очередное полотно, арт-дилер делал ставку на внутреннее чутье и вкус. И он не прогадал ни разу, заслужив статус современного классика среди коллекционеров.