• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Волшебная профессия в искусстве: беседа с реставратором

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Отношение к сохранению и реставрации произведений искусства было не всегда однозначным. Так, в эпоху Возрождения бережно хранили и восстанавливали памятники античности и вовсе не дорожили и даже уничтожали произведения Средневековья! О современном подходе к делу реставрации нам рассказали в Национальном Реставрационно-исследовательском центре Украины.
В наше время на реставрационные процессы в международном сообществе сформировались устойчивые взгляды, выработались основные правила и методы, которым следуют специалисты. И коллекционеру, который рано или поздно сталкивается с проблемой реставрации, полезно будет узнать о них подробнее.
С насущными вопросами мы обратились к самому авторитетному источнику в Украине — в Национальный Реставрационно-исследовательский центр Украины. О работе центра рассказывает генеральный директор и заслуженный работник культуры Стрельникова Светлана Александровна:

— Наш центр — старейший в стране и работает уже более 75 лет. Основная его деятельность — это заказы государственных музеев Украины по реставрации всех направлений в искусстве: живописи, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Также мы предоставляем реставрационные услуги коллекционерам, принимая частные заказы.
О проблемах, с которыми обращаются коллекционеры живописи рассказала зам. генерального директора по научно-реставрационной работе, художник-реставратор высшей категории по масляной живописи и заслуженный реставратор Украины Татьяна Анатольевна Бычко.
— Татьяна Анатольевна, с какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь при реставрации картин?

— До появления профессии реставратора, реставрационными работами занимались художники, которые использовали совсем иные принципы и методы. Иконы и картины реставрировались непрофессионально. Они дописывались, переписывались, обновлялись… Иконы могли быть переписаны глобально. Бывали случаи, когда художники, реставрируя икону с одним сюжетом, писали поверх него совершенно другой сюжет. И проблема в том, что сегодня многие картины и иконы, которые нам приносят, ранее были реставрированы непрофессионально.
— Какими методиками пользуются реставраторы в вашем центре?

— Не могу ответить на этот вопрос. Не хочу, чтобы кто-то воспринял мой ответ как догму. Так сложилось, что изначально центр реставрации был основан в Москве. Украинская и русская школы реставрации развивались в одном направлении. Исключение — западная Украина, где всегда была сильная связь с Польшей, и поэтому, львовские реставраторы практикуют европейские методы. Что касается киевских специалистов, то мы в своей работе бережно относимся к старой методике (русской) и также успешно используем европейскую.
— Татьяна Анатольевна, а какие реставрационные работы чаще всего востребованы?

— Очень часто приносят картины для удаления загрязнений. Это касается и икон, которые раньше покрывались толстым слоем олифы и она постепенно темнела. При реставрации верхний слой утоньшается, поэтому специалист осторожно подбирает средства: это могут быть вода, спирт, апинин, сложные растворители (раньше самым безопасным средством считалась пена детского мыла). Недавно в ход вошло новое средство — энзим, которое успешно используется.
— Многие коллекционеры считают, что с проблемой удаления поверхностных загрязнений они могут справиться сами. Можно ли «помыть» картину в домашних условиях?

— Категорически нет! Я говорю это как специалист с 40-летним стажем работы реставратором. Единственное что может сделать владелец картины, это смахнуть с нее пыль мягкой кисточкой. Коллекционер — не профессионал, он не может правильно выбрать средство и может навредить красочному слою. Например, при попадании воды в некоторые ингредиенты красок, живопись полностью разрушается. А что касается современных картин, то тут встречается такое соединение техник! — например, акрил×
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
читать дальше
с гуашью, масло с отдельными вставками темперы или акварели… только специалист может правильно определить технику. Порой, самостоятельно протерев картину влажным тампоном, коллекционер может просто смыть красочный слой!
— Интересно узнать диапазон цен и затрат времени на такую «поверхностную» работу…

— Цены на такого рода работу довольно умеренные и зависят от задачи — так, удаление поверхностных загрязнений может стоить от 20 до 200 у.е., а по времени занимает от двух недель до двух месяцев.
— Татьяна Анатольевна, с какими проблемами еще обращаются коллекционеры?

— Обычно это касается основных видов реставрационных работ — разрушение красочного слоя и повреждение холста. Разрывы холста склеиваются специальным клеем «встык». При более серьезных разрушениях холста он «дублируется», то есть наклеивается на новый холст. Мы дублируем холст крайне редко, так как этот процесс может навредить красочному слою и тогда утрачивается ценность живописи. При осыпании красочного слоя — укрепляем его специальными средствами.
— А какими специальными средствами пользуется реставратор?

— В последнее время появилось много новых химикатов. В каждом отдельном случае реставратор принимает решение индивидуально. После изучения состояния живописи, состава красочного слоя, специалист принимает решение об использовании того или иного средства.
— Все очень серьезно! А курьезные случаи в работе бывают?

— Конечно (улыбается). Примечательный случай произошел в 1990-х годах. В центр обратился коллекционер, попросив укрепить красочный слой двум парным картинам второй половины XVIII века неизвестного французского художника. На картинах были изображены два строгих доминиканских монаха, сюжет довольно мрачный. Живопись была очень высокого качества. В ходе работ выяснилось, что под этой живописью есть более ранний слой. Перед коллекционером встал вопрос, укрепить живопись XVIII века или раскрыть более раннюю, рискуя при этом, так как неизвестно было какого качества живопись внизу и что изображено. И коллекционер решил рискнуть, это было сложное время в стране после распада СССР, возможно, он надеялся разбогатеть. Когда я открыла нижний слой, испытала настоящий шок! Каково же было мое удивление, когда увидела «оригинал»! На картине были изображены все те же монахи, но в совершенно фривольных сценах с прекрасными дамами отнюдь не добродетельного поведения. Живопись оказалась очень высокого уровня. И восторг коллекционера не знал границ! Теперь вместо мрачных унылых монахов у него в коллекции — живопись конца XVII века, да с каким занимательным сюжетом! Я думаю, и первый и второй варианты картин были написан хорошими французскими художниками на заказ.
— Скажите, какими реставрациями гордится ваш центр?

— Интересна история реставрации картины П. Сведомского «Юродивый», которая долгое время хранилась в рулоне в фондах Кировоградского художественного музея и была в плачевном состоянии. После успешной реставрации в нашем центре картина стала абсолютным шедевром Кировоградского музея и сегодня является жемчужиной коллекции. Когда-то известный киевский коллекционер Ф. Терещенко заказал картину В. Перову и П. Сведомскому на тему «Юродивого». Художники выполнили заказ и Ф. Терещенко выбрал вариант В.Перова. Сегодня эта картина украшает киевский Русский музей. Хотя лично мне больше нравится и по стилистике, и по качеству живописи вариант П. Сведомского.
(Прим. автора. Существует версия, что когда Ф. Терещенко увидел картину «Юродивый» П. Сведомского, у него в коллекции уже была картина В. Перова с таким же сюжетом, поэтому он ее не приобрел).
— Еще одна гордость центра — это реставрация картины Франца Рубо «Оборона Севастополя». Франц Рубо — живописец XIX века, основоположник русской панорамной живописи. В 1902 году он написал грандиозных размеров картину «Оборона Севастополя» (14×115 метров). В 1943 году во время военных действий в Севастополе картина загорелась от взрыва бомбы. Картина колоссальных размеров была порезана на фрагменты и отправлена в эвакуацию. После войны крымские художники выполнили компилятивную копию, сегодня она экспонируется в Севастопольском музее. Наш центр занимался реставрацией огромных фрагментов оригинала и сделал четыре из них. (На заглавной фотографии статьи — Татьяна Анатольевна реставрирует один из фрагментов картины Ф. Рубо «Оборона Севастополя»).
Франц Алексеевич Рубо. Оборона Севастополя 1854-1855 гг.
Оборона Севастополя 1854-1855 гг.
Франц Алексеевич Рубо
1903, 11500×1400 см
— Есть ли разница в реставрации государственных (музейных) и частных заказов — работ, принадлежащих коллекционерам?

— Нет абсолютно никакого разделения между государственными и частными заказами, принципы остаются теми же! Это не коммерческая реставрация. Реставратор-специалист одинаково ответственно относится к своей работе. Но также мы не идем на поводу у коллекционеров. Были случаи, когда коллекционеры просили «дорисовать розочки» в своих работах или поменять цвет глаз на портретах. Такие пожелания коллекционеров решительно отклоняются.
— Как может обезопасить себя коллекционер, оставляя свою картину в центре?

— Центр в обязательном порядке заключает договор с коллекционером на определенные реставрационные работы. Если у владельца картины при этом возникают какие-то сомнения, он может детально сфотографировать свою картину до реставрации.
— И последний вопрос, какие реставрационные мастерские в Киеве вы могли бы выделить?

— В Киеве успешно работают Лаврская мастерская и мастерская «Артлаб». Ну, а колоссальный опыт реставрации, связанный с исполнением заказов по реставрации всего Музейного Фонда Украины, ставит центр на первое место в этом сложном деле. Двери Научно-исследовательского центра всегда открыты для консультаций и помощи по спасению шедевров!
Я искренне благодарю своих собеседниц, жалея, что этот серьезный, где-то даже сдержанный рассказ не передает того добродушия, с которым меня встретили сотрудники Центра. Зато свидетельствует о серьезной работе, которая может «шутить» сама по себе: ведь каковы оказались доминиканские монахи, а?
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: