— Моя сестра увидела видео — приглашение для украинских художников принять участие в проекте, — в сети Facebook. Мы подали свое портфолио и выполнили специальное задание: написали портреты в стиле Ван Гога. После шести месяцев ожидания нас пригласили на трехдневный тест во Вроцлав, и по результатам тестирования мы получили приглашение на стажировку в Гданьск. Позже мы узнали, что на проект подали заявки 5 000 человек, и конкурс составил 45 художников на одно место.
— Вам хватало специальных знаний и профессиональных навыков для того, чтобы работать в столь необычном новом проекте?
— Украинские художники проходили стажировку три недели, а до этого ребята учились 4−5 недель. Нас обучали нюансам анимации, знакомили с программами и требованиями. Первым заданием было сделать две максимально точные копии работ Ван Гога, дальше нам давали анимацию и ставили сроки: за день нужно было успевать писать по две картины. Мы с Таней прошли обучение за полторы недели и приступили к работе. Во время обучения нам предоставляли жилье и деньги на проживание, а после заключения контракта со студией мы снимали жилье самостоятельно.
— Екатерина, а где проходила работа над фильмом: один большой ангар или же несколько небольших офисов для разных участников проекта, по специальностям?
— Всего для работы над анимационным фильмом было оборудовано три студии — две в Польше (Гданьск и Вроцлав) и одна в Греции (Афины). Художники работали над проектом три года. На заключительном этапе в студиях работали 115 художников из 19 стран. Анимационный фильм рисовался в двух стилях: сюжетные линии — в цвете в стилистике работ Ван Гога, и биографические кадры — в черно-белой анимации. Картины Ван Гога использовались как основа визуального материала при разработке сцен, пейзажей и образов героев.
— Наша рабочая студия размещалась в большом складском помещении, в котором были обустроены отдельные боксы для каждого художника. Официально мы работали с 8 до 17 часов, но также разрешалось работать по ночам. Оплата производилась в зависимости от количества работ, и мы были заинтересованы делать больше. Также в зависимости от сложности работы устанавливалась минимальная суточная норма.
Фото: Рабочее место художника, бокс Екатерины Очередько
— Было установлено 13 уровней сложности работ. Чем выше уровень — тем меньшее количество кадров нужно делать в день. Мы выполняли требования 9−10 уровня — нужно было создавать четыре-пять портретов в движении. Два часа на портрет — это мало, и без хорошей подготовки написать такое количество очень сложно. Благодаря тому, что у наших художников прекрасная академическая база, мы делали 200%, наш рекорд — 265% нормы за день. Все работали на максимуме своих возможностей! Это был плюс для фильма и для нас.
— А время для штудирования какие-то материалов о художнике находилось, или же было достаточно имеющегося багажа знаний?
— Во время работы мы читали письма Ван Гога, роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», слушали аудиокниги о художнике, смотрели на работы Ван Гога в Музее Амстердама, знакомились с его стилем наложения красок, его работой с цветом, постоянно советовались с нашими консультантами о нюансах техники, и о том, как лучше ее адаптировать к анимации.
— Дорота Кобела, непосредственная наша начальница, работала в трех студиях, поэтому не всегда была на месте, продюсер Хью Велтман был чаще. Мы могли подойти к Хью и попросить какую-то сцену посложнее, он говорил: «ОК. Я поговорю с Доротой», и тогда нам начинали давать более сложные задачи.
Фото: Актер Роберт Гулачек, сыгравший в фильме роль Винсента Ван Гога, Екатерина Очередько и Эйдан Тернер, сыгравший роль Лодочника.
— Нам давали кусочки отснятого материала. На специальной доске размером 49×67 см мы писали масляными красками кадр за кадром изображения с проектора. Вначале художник рисовал первый кадр (the first frame), он утверждался режиссёром. Над одной сценой работали одновременно несколько художников и для того, чтобы все кадры были максимально идентичными, художники сначала делали копии первого кадра, повторяя цвет, мазки и фактуру, а затем приступали к анимации. В зависимости от движения в кадре с доски счищалась часть картины или полностью написанная работа. В анимации очень важно передать малейшее микро-движение. Если пропустишь хоть один мазок, изображение стоит или дергается, — при просмотре это очень заметно. Высший пилотаж для аниматора — писать изображение, которое двигается полностью, тогда следующий кадр художник не просто кое-где «поправляет» мазками, а всё счищает и пишет новую картину. На движение камеры брали самых лучших ребят.
— Перед художниками стояло много профессиональных задач: следовать стилю Ван Гога — а у голландца их было несколько и нужно было их связывать друг с другом, — передать эмоции, поменьше привносить своего и при этом сохранить абсолютное «попадание» в стиль и цвет. Чтобы сохранить единство стиля, создавался ключевой кадр (key-frame), в котором разрабатывался цвет, направления мазков, фактурность. Ключевой кадр утверждала Дорота и на него равнялись все художники, которые работали над сценой. Если ты делаешь ключевой кадр — ты «профи», и задаешь тон другим художникам, задача которых — скопировать эту работу. Из нашей группы ключевые кадры создавали мы с сестрой и Виталий Мурин.
— Какие сюжетные линии воплощали украинские художники?
— Художники были поделены на команды, которые работали над образом определенного персонажа. Украинцы разрабатывали образы Маргарет Гаше, Аделин Раву, Доктора Гаше, Армана Рулена и Лодочника. Это грамотный подход: художник не распылялся и мог «войти в роль», чтобы прочувствовать образ и развивать его. В нашей работе была важна не только техническое мастерство художника, но и раскрытие эмоционального состояние своего героя…
…Когда мой персонаж Арман, над которым я работала, переживал или сердился, я будто «примеряла» его состояние на себя — каждый нюанс мимики должен показывать определенное настроение, и если художник работает безэмоционально, ничего не выйдет. Ведь зритель на экранах увидит наши рисунки — он не видел игру актера, и только от художника зависит передача игры актера.
Татьяна Очередько. Арман Рулен
— Как зарекомендовали себя украинские художники?
— Моя сестра Таня была единственным художником из нашей студии, кто работал в паре с главным художником фильма Петром Доменяком. Созданный ею образ Лодочника стал фаворитом студии. Художники и режиссеры единодушно оценили ее способности аниматора, способного оживить игру актера и передать стиль Ван Гога. Таня параллельно работала в графической мастерской Академии художеств Гданьска. Профессору понравились ее графические работы… Это было общение между двумя национальными школами. Например, в гравюре мы работаем на меди, а в Польше — на цинке. Они заинтересовались нашей техникой, узнавали нюансы и планировали этот метод добавит в программу обучения.
Фото: Татьяна Очередько
— Студия составляла рейтинг аниматоров и лучшему художнику месяца доставался поощрительный приз. В целом студия поощряла каждый вклад художника — особенно, когда аниматор «ускорялся» и делал рывок: работал быстро, качественно и намного превышал норму. Художниками месяца из нашей команды становились Виталий Мурин, Ярослав Свирняк, Андрей Ковтунович, я и моя сестра Таня.
— Скажите, в процессе работы вы подружились с другими участниками или же в студии царил «дух соперничества»?
— Знаете, мы «вошли» в коллектив студии, как люди, которые много смеются. Когда мы заходили перекусить на кухню, мы смеялись, и другие художники подтягивались «на звук» — так мы начинали знакомство. Мы устраивали вечера, совместные поездки, пикники, шашлыки, пекли пироги. Мы жили вдали от родных и все время загружали себя делами — выставками, пленэрами, пикниками, чтобы как-то восполнить нехватку семьи.
— Екатерина, что дает художнику участие в таком проекте?
— Умение работать в команде. Для художника-индивидуалиста это вызов! От того, насколько художники чувствовали стиль друг друга, работая вместе, зависело качество всей работы.
— Мы с сестрой и Виталием Муриным много путешествовали, знакомились с польской культурой, традицией, менталитетом. Надо было как-то расслабиться, а как художник расслабляется? Он чем-то вдохновляется и рисует. Куда бы мы ни ездили, мы писали — море, пейзажи, Старый город в Гданьске, портреты — моими моделями были художники Студии. И вот именно из этих работ мы сделали выставку «Meeting» в Союзе художников Гданьска. Она также символизировала нашу встречу друг с другом — встречу художников разных стран. На открытие выставки пришел продюсер фильма — Шон Боббитт. Статью о нашей выставке Союз художников включил в свой ежегодный каталог, о ней писали журналы, газеты. Было очень приятно, что наше творчество оценили.
Художница из Индии Хемали и я стали инициаторами еще одной групповой выставки в Гданьске. Мы ее назвали «Diversity». В ней приняли участие художники из 11 стран, которые работали над проектом.
После возвращения в Украину художники представили свои работы на выставке «Ван Гог. Реминисценция» в Киеве.
Иллюстрация: Татьяна Очередько. Встреча
Заглавная иллюстрация: фото Екатерины Очередько за работой над образом Армана Рулена в Гданьське