Появление Страны Чудес и ее первых изображений
История, известная миру под названием «Алиса в Стране Чудес», была придумана 30-летним оксфордским преподавателем математики, преподобным Чарльзом Лютвиджем Доджсоном (1832—1898), во время лодочной прогулки по Темзе, которую он совершал вместе с другом Робинсоном Даквортом и сестрами Лидделл (13-летней Лорины, 10-летней Алисы и 8-летней Эдит) — дочерьми декана колледжа Оксфордского университета Генри Лидделла. Барышни скучали, и Доджсон рассказывал придуманные истории о девочке Алисе, импровизируя на ходу — или же на плаву? Настоящей Алисе история с приключениями понравилась, и она попросила записать ее. Доджсон, хоть и не сразу, приступил к работе и начал записывать историю более складным языком, щедро приправляя ее парадоксами, пародиями и иносказаниями. К Рождеству 1864 года подарок Алисе Лидделл был готов — затейливо оформленная рукопись «Приключения Алисы под землей» с 37 иллюстрациями автора: в ранней юности Доджсон, который позже взял псевдоним Льюис Кэрролл, всерьез подумывал стать художником. И, хотя судьба его сложилась иначе, автор «Алисы…» оказался способным изобразить ключевые моменты своего весьма оригинального сочинения.Льюис Кэролл: фотография как призвание
Кэрролла приобщил к фотографии его дядя Роберт Уилфрид Скеффингтон Лютвидж летом 1855 года, когда у юноши были каникулы. Через полгода Чарльз пишет: «Написал дяде Скеффингтону, прося достать мне фотографический аппарат, поскольку хочу найти для себя занятие, помимо чтения и сочинительства». Весной в Лондоне состоялась покупка оборудования, и в биографии уже Льюиса Кэрролла (в том же году он взял ныне знаменитый псевдоним, публикуя свою поэму), наступает эра фотографии, которая продлилась до 1880 года. Кэрролл всерьез думал о том, что фотодело принесет ему заработок, однако быстро стало ясно, что это его увлечение, хоть и серьезное, — все-таки хобби. Кэрролл уделял фотографии много времени: утро было отведено преподаванию, вечер посвящен подготовке к занятиям, днем же царила фотография. Он оборудовал фотостудию в Оксфорде над своими жилыми апартаментами, в мансарде, и там хранил всевозможный реквизит — от нарядов до игрушек. К созданию фотопортретов относился очень серьезно: продумывал композицию, расположение героев съемок, их позы, жесты… Кэрролла признавали профессионалы — недаром ему соглашались позировать знаменитости, ну, а родители давали разрешение на фотосъемку своих детей (важный момент).
Автопортрет Льюиса Кэрролла, 1857 г.
В фокусе - Алиса и ее семья
24-летний Кэрролл встретил в саду детей Генри Лидделла весной 1856 года и попросил у родителей разрешения сделать фото девочек. Алисе тогда было 4 года: очаровательный, непосредственный ребенок. Преподаватель сдружился с семьей декана, он часто бывал у них в гостях: к шуму-гаму будущему писателю было не привыкать — у него было семь сестер и три брата, так что в доме, где было четверо детей, он чувствовал себя, как рыба в воде.целующей Льюиса Кэрролла» — не сомневайтесь: это довольно топорный фотомонтаж. Фигура Алисы взята именно с этого снимка.
Алиса Плезенс Лидделл (Alice Pleasance Liddell. 4 мая 1852 — 15 ноября 1934) была четвертым ребенком в семье — после нее у четы Лидделл еще рождались дети. Из десятерых до 30 лет дожили восемь. У девочки имелись способности к рисованию: ей давал уроки сам Джон Рескин, известный художник и критик. Отец был дружен с прерафаэлитами — как, к слову, и Льюис Кэрролл, сдружившийся с Россетти и его семьей и сделавший немало их фотографий.
Слухи, домыслы и фото: Кэрролл и викторианские нравы
Льюис Кэрролл по отношению к барышням — эдакий добрый дядюшка, который развлекает своих юных подружек (в самом обычном значении этого слова). Чаепития, рассказы, безобидные игры, прогулки, а также фотографии — вполне «джентльменский» набор. Детская нагота — символ чистоты и невинности, грация девочек — сродни порханию фей. Таков парадоксальный викторианский базис. Термин «педофилия» появился значительно позже. Однако и в разгар увлечения Кэрролла фотоискусством в 1870-х по Оксфорду пошли слухи — где начертаны пресловутые грани приличия и проведена граница между платоническими отношениями и непристойными помыслами? Мерки бывают разными. Ну, а Кэрролл всегда испрашивал позволение родителей даже взять ребенка на колени.
Взрослая Алиса. Уже не сказка
Ну, а Льюс Кэрролл встречался с Алисой и ее мужем в 1881 году, и после этого записал в дневнике: «Мне нелегко было связать в уме это новое лицо с тем, которое я помню издавна, — этого незнакомца с той „Алисой“, которую я так хорошо знал и любил и которую я всегда буду помнить как бесконечно очаровательную семилетнюю девочку».
На этом фото, которое сделал, конечно, уже не Кэрролл — Алиса Лидделл, которая прожила 82 года, на 36 лет пережив писателя. Чтобы расплатиться с долгами после смерти мужа, она была вынуждена продать рукопись знаменитой волшебной сказки — на Sotheby’s за нее дали 15 400 фунтов.
«Шедевр достался американцу Розенбаху, а в 1948 году рукопись была выкуплена и передана в Англию — в знак признания важной роли этой страны в победе во Второй Мировой войне…» — о гастролях рукописи и торжествах в честь 150-летий выхода книги читайте в нашем отдельном материале.
Наследники и наследие Алисы Лидделл
Двое сыновей Алисы Лидделл — Алан и Леопольд, — стали жертвами Первой мировой войны. Они воевали во Франции и Алан погиб на поле боя, а Леопольд умер от ран. Кэрил же продолжил династию. Его дочь звали Мэри-Джейн, а имя внучки (правнучки Алисы) — Ванесса Тайт. В 2015 году она выпустила книгу об Алисе Лидделл «Дом Зазеркалья» («The Looking Glass House»), в которой приводит архивные данные, делится воспоминаниями своей матери и своими собственными мыслями и впечатлениями: «Мой дедушка хранил все реликвии… Все, что ей (Алисе Линделл — прим. ред.) принадлежало. Все, от чеков до свадебных колец… Я могла зайти в комнату и прикоснуться к вещам. Ее перчатки, красивое платье… Он сделал сокровищем саму связь с величайшей детской книгой…»Большая часть этих вещей, некогда принадлежавших Алисе Лидделл, была продана с аукциона в 2001 году.