Sign up

Жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы

  2 
Женщины — участницы регаты, высокие каблуки, маски на каждый день и первое казино — представляем иллюстрированный путеводитель по атрибутам шикарной жизни в Венеции тех времен.
В XVIII веке Республика Святого Марка переживала исключительный расцвет всех видов искусств и была меккой для путешественников и интеллектуалов, считаясь столицей европейской культуры
Маски Баута, конец 18 века, венецианская мануфактура, ткань, окрашенный гипс. Музей Ка' Реццонико, Венеция. Фото: инстаграм Музея НОМА

Вся жизнь - карнавал. Кто скрывается за венецианской маской?

На долю крошечного государства выпали войны, наводнения и страшные эпидемии чумы, и все же этот город умел наслаждаться жизнью! Венецианцы культивировали традиции уличных развлечений и распространили их по всему миру. Карнавалы, балы, маскарады, великолепные театральные постановки и торжественные процессии были неотъемлемой частью повседневной жизни Королевы Адриатики.
Церковный праздник или политическое событие в Венеции было поводом для организации официального торжества или развлечений. Так, в честь визитов иноземных правителей и дипломатов на Гранд-Канале проводилась регата, в которой могли принимать участие даже девушки.
Многие исторические события венецианцы превращали в праздники и отмечали их на протяжении столетий
С XVI века в Венеции ежегодно отмечают Праздник Спасителя. Согласно легенде, дож Себастьяно Веньер пообещал возвести церковь во славу Иисуса Христа, если закончится эпидемия чумы, унесшая жизни более 40 тысяч человек в 1575—1577 годы. В 1578 году чума ушла из города, и по проекту архитектора Палладио была заложена церковь Спасителя (Иль Реденторе), а Сенат постановил каждое третье воскресенье июля считать праздником Спасителя. На картине торжественное шествие движется по понтонному мосту, перекинутому от Собора Святого Марка к Церкви Иль Редонторе на острове Джудекка.
Картина Габриэля Белла изображает празднование Жирного Четверга. Один из старейших праздников в Венеции отмечают в последний четверг перед Великим Постом с 1162 года. Главное действо разворачивалось около установленной большой деревянной башни напротив Дворца Дожей, здесь состязались в ловкости и силе, проводились разнообразные конкурсы, выступали акробаты, жонглеры, актеры и музыканты.
Картины Пьетро Лонги представляют живописную летопись Венеции тех лет, рассказывая о причудах и обычаях венецианцев

Пьетро Лонги «Продавщица эссенции», 1752 год. Фрагмент

Например, персонажами в масках могли быть не только участники карнавалов, — венецианцы могли носить маски практически круглый год. Маска обеспечивала анонимность и уравнивала разные социальные классы. Слугу, носящего маску, могли принять за аристократа, и наоборот. Самой популярной маской, которую использовали и женщины и мужчины, была маска баута, она хорошо скрывала пол и возраст. Ее носили обычно с длинным черным плащом и треугольной шляпой.

Именно такую маску предпочитал носить знаменитый повеса Казанова, не желая афишировать себя и компрометировать дам
Кстати, благодаря маскам дамы могли выходить из дома без сопровождения. Женщинам пришлась по душе элегантная круглая маска «моретта» из черного бархата. Ее называли «молчаливая служанка», а в народе — «отрада мужей», так как у маски не было завязок, дама удерживала ее, прикусив крошечный штырек на внутренней поверхности, и поэтому вынуждена была хранить молчание.
В Венеции в 1638 году открылось первое легальное казино в Европе — «Иль Ридотто»
Игорный дом посещали представители знати и богатые купцы, соблюдая дресс-код: игроки должны были носить треугольные шляпы и маски. Казино предлагало две игры, одна из них — «бириби — лотерея». По ее правилам игроки делали ставки на один из 70-ти номеров, и выигрывал тот, чей номер вытягивал из мешка «банкир». Более популярной была карточная игра «басетта», ее победитель получал выигрыш, в 60 раз превышающий ставку. В казино можно было встретить женщин легкого поведения, в отдельных комнатах продавались картинки и памфлеты эротического характера, заключались сомнительные сделки. Так что в 1774 году Совет Десяти закрыл казино — мол, в этом доме «нарушались законы против нравственности».

Венеция – Невеста Моря

Начиная с XII века на праздник Вознесения в Венеции каждый год проходила одна из самых красивых в истории церемоний — обручение дожа с Адриатическим морем. В этот день дож и его свита поднимались на палубу галеры венецианских дожей Бучинторо, украшенной красным шелком, и в сопровождении множества гондол отплывали от Дворца Дожей к острову Лидо, где находились «врата Адриатики». Здесь дож со словами «Мы берем вас в жены, Море», бросал в воду освященный церковью золотой перстень. Обряд обручения символизировал морскую мощь Венеции.

Художники Франческо Гварди и Каналетто в своих работах любили изображать этот сюжет, на их полотнах можно увидеть поблескивающую на солнце церемониальную галеру дожа Бучинторо, что в переводе означает «золотая барка».
Каналетто «У собора Святого Марка», фрагмент
На протяжении веков Венецианская республика сохраняла господство на Средиземном море. Огромную роль моря для венецианцев художники подчеркивали, изображая город с картографической точностью
с высоты птичьего полета.
Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Венеция с высоты птичьего полета», первая половина XVIII века, холст, масло, Музей Коррер, Венеция
Правителем могущественной Венецианской республики был дож. Начиная с XIII века и до упразднения титула в XVIII веке выборы самого достойного на эту должность местного патриция выбирали в 11 этапов голосования. Работа «Аллегория
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Триумфа Венеции» изображает торжественную процессию в честь избрания нового дожа. Восседая в роскошно убранной колеснице повелитель окружен ангелами, богами-покровителями и своими подданными.
Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Аллегория
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Триумфа Венеции», XVIII век, холст, масло. Дворец Ронкаль, Собрание Карипаро

Фото: Шапочка Дожа Франческо Морозини. Венецианская мануфактура, конец XVII века. Музей Коррер, Венеция

Традиционно венецианский дож носил шапку, из-за своей формы получившей название «Рог Дожа». Ежегодно в Пасху дож с процессией отправлялся к женскому монастырю Сан Заккариа, где настоятельница вручала ему новый головной убор, сшитый из парчи монахинями.


В XVIII веке необычайно популярными в Венеции становятся городские пейзажи — ведуты
Около 1728 года Каналетто начал писать ведуты Венеции, выбирая эффектные ракурсы и солнечные дни. Для более точной передачи архитектуры художник использовал «оптическую камеру». Успех этих работ был невероятный и художник работал «на экспорт». Иностранные дипломаты и путешественники, гостившие в Венеции, желали привезти домой память о необыкновенном городе, поэтому ведуты раскупались не менее лихо, чем нынешние открытки.

Фото: Навершие гондолы. Венецианская мануфактура, XVIII век, железо. Музей Коррер, Венеция

Город пересекали многочисленные каналы, придавая ему особую красоту, по ним скользили элегантные и быстрые гондолы, обеспечивая быстрый проход мимо узких шумных улиц, связывая также 118 островов Венецианской лагуны.

Венецианская республика благодаря своему географическому положению связывала Европу и Восток, поэтому в архитектуре города и декоративно-прикладном искусстве заметны переплетения западного и восточного искусства.

Венецианская мануфактура, Театр десяти марионеток, дерево, текстиль, Дом-Музей Гольдони, Венеция. Фото: John D’Addario

Венецианцы слыли также театралами: в городе с населением более 100 тысяч жителей работали четырнадцать театров, не считая частных, которые устраивали в своих дворцах аристократы. Новая пьеса или дебют актера для Венеции было событием первостепенной важности, как и соперничество театров и драматургов, например, Гольдони и Гоцци — мероприятие приобретало статус государственной значимости!

Кроме «комедии дель арте» и оперы, в Венеции процветали и театры марионеток, повторяющие в точности оперные и комедийные представления.


Куклы-марионетки, инсталляция. Фото: John D’Addario

Венеция - законодательница моды

Венецианские ткани, кружева, стеклянные изделия, мебель, костюмы диктовали моду и считались синонимом изысканности, элегантности и роскоши. Невероятный успех «венецианского стиля» объяснялся в возвращении к пышным и праздничным образцам искусства XVI века.
Кувшин, венецианское стекло, 18 век. Сахарница. Венецианская мануфактура, 18 век, стекло, халцедон. Музей стекла, Венеция; Мужской костюм, 18 века, шелк
Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
. Дворец Мочениго, Венеция.

Чопины (Clogs). Венецианская мануфактура, XVI век, дерево, кожа, кость. Музей Коррер, Венеция

Венецианские чопины — туфли на высоких танкетках, высота которых могла достигать 50 см. В них ходили венецианки, когда в городе поднималась вода, причем высота необычных каблуков (котурн) регламентировалась эдиктами.


Перемещаться на таких ходулях было и непросто, и «нездорово», особенно дамам в положении, а Венецианская республика была озабочена низким уровнем рождаемости. Так что добропорядочные дамы не слишком «возвышались». Подробности читайте в публикации «Обувь как символ в искусстве: объект желания».
Венецианский мастер XVIII века, Письменный стол, ок. 1760 года, дерево, роспись, позолота, бронза, Художественный Музей Миннеаполиса
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Автор: Ирина Олих. В пубилкации использованы материалы сайтов noma.org, venice2014.org, venicethefuture.com.
Титульная иллюстрация: фрагмент картины Дж. Тьеполо «Карнавальная сцена. Менуэт»
  2 
 Comments
To post comments log in or sign up.