войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы

Женщины — участницы регаты, высокие каблуки, маски на каждый день и первое казино — представляем иллюстрированный путеводитель по атрибутам шикарной жизни в Венеции тех времен.
Жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы
В XVIII веке Республика Святого Марка переживала исключительный расцвет всех видов искусств и была меккой для путешественников и интеллектуалов, считаясь столицей европейской культуры
Маски Баута, конец 18 века, венецианская мануфактура, ткань, окрашенный гипс. Музей Ка' Реццонико, В
Маски Баута, конец 18 века, венецианская мануфактура, ткань, окрашенный гипс. Музей Ка' Реццонико, Венеция. Фото: инстаграм Музея НОМА

Вся жизнь - карнавал. Кто скрывается за венецианской маской?

На долю крошечного государства выпали войны, наводнения и страшные эпидемии чумы, и все же этот город умел наслаждаться жизнью! Венецианцы культивировали традиции уличных развлечений и распространили их по всему миру. Карнавалы, балы, маскарады, великолепные театральные постановки и торжественные процессии были неотъемлемой частью повседневной жизни Королевы Адриатики.
Церковный праздник или политическое событие в Венеции было поводом для организации официального торжества или развлечений. Так, в честь визитов иноземных правителей и дипломатов на Гранд-Канале проводилась регата, в которой могли принимать участие даже девушки.
Многие исторические события венецианцы превращали в праздники и отмечали их на протяжении столетий
С XVI века в Венеции ежегодно отмечают Праздник Спасителя. Согласно легенде, дож Себастьяно Веньер пообещал возвести церковь во славу Иисуса Христа, если закончится эпидемия чумы, унесшая жизни более 40 тысяч человек в 1575—1577 годы. В 1578 году чума ушла из города, и по проекту архитектора Палладио была заложена церковь Спасителя (Иль Реденторе), а Сенат постановил каждое третье воскресенье июля считать праздником Спасителя. На картине торжественное шествие движется по понтонному мосту, перекинутому от Собора Святого Марка к Церкви Иль Редонторе на острове Джудекка.
Картина Габриэля Белла изображает празднование Жирного Четверга. Один из старейших праздников в Венеции отмечают в последний четверг перед Великим Постом с 1162 года. Главное действо разворачивалось около установленной большой деревянной башни напротив Дворца Дожей, здесь состязались в ловкости и силе, проводились разнообразные конкурсы, выступали акробаты, жонглеры, актеры и музыканты.
Картины Пьетро Лонги представляют живописную летопись Венеции тех лет, рассказывая о причудах и обычаях венецианцев
Пьетро Лонги «Продавщица эссенции», 1752 год. Фрагмент

Например, персонажами в масках могли быть не

Пьетро Лонги «Продавщица эссенции», 1752 год. Фрагмент

Например, персонажами в масках могли быть не только участники карнавалов, — венецианцы могли носить маски практически круглый год. Маска обеспечивала анонимность и уравнивала разные социальные классы. Слугу, носящего маску, могли принять за аристократа, и наоборот. Самой популярной маской, которую использовали и женщины и мужчины, была маска баута, она хорошо скрывала пол и возраст. Ее носили обычно с длинным черным плащом и треугольной шляпой.

Именно такую маску предпочитал носить знаменитый повеса Казанова, не желая афишировать себя и компрометировать дам
Кстати, благодаря маскам дамы могли выходить из дома без сопровождения. Женщинам пришлась по душе элегантная круглая маска «моретта» из черного бархата. Ее называли «молчаливая служанка», а в народе — «отрада мужей», так как у маски не было завязок, дама удерживала ее, прикусив крошечный штырек на внутренней поверхности, и поэтому вынуждена была хранить молчание.
В Венеции в 1638 году открылось первое легальное казино в Европе — «Иль Ридотто»
Игорный дом посещали представители знати и богатые купцы, соблюдая дресс-код: игроки должны были носить треугольные шляпы и маски. Казино предлагало две игры, одна из них — «бириби — лотерея». По ее правилам игроки делали ставки на один из 70-ти номеров, и выигрывал тот, чей номер вытягивал из мешка «банкир». Более популярной была карточная игра «басетта», ее победитель получал выигрыш, в 60 раз превышающий ставку. В казино можно было встретить женщин легкого поведения, в отдельных комнатах продавались картинки и памфлеты эротического характера, заключались сомнительные сделки. Так что в 1774 году Совет Десяти закрыл казино — мол, в этом доме «нарушались законы против нравственности».

Венеция – Невеста Моря

Начиная с XII века на праздник Вознесения в Венеции каждый год проходила одна из самых красивых в истории церемоний — обручение дожа с Адриатическим морем. В этот день дож и его свита поднимались на палубу галеры венецианских дожей Бучинторо, украшенной красным шелком, и в сопровождении множества гондол отплывали от Дворца Дожей к острову Лидо, где находились «врата Адриатики». Здесь дож со словами «Мы берем вас в жены, Море», бросал в воду освященный церковью золотой перстень. Обряд обручения символизировал морскую мощь Венеции.

Художники Франческо Гварди и Каналетто в своих работах любили изображать этот сюжет, на их полотнах можно увидеть поблескивающую на солнце церемониальную галеру дожа Бучинторо, что в переводе означает «золотая барка».
Каналетто «У собора Святого Марка», фрагмент
Каналетто «У собора Святого Марка», фрагмент
На протяжении веков Венецианская республика сохраняла господство на Средиземном море. Огромную роль моря для венецианцев художники подчеркивали, изображая город с картографической точностью
с высоты птичьего полета.
Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Венеция с высоты птичьего полета», первая половина XVIII века,
Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Венеция с высоты птичьего полета», первая половина XVIII века, холст, масло, Музей Коррер, Венеция
Правителем могущественной Венецианской республики был дож. Начиная с XIII века и до упразднения титула в XVIII веке выборы самого достойного на эту должность местного патриция выбирали в 11 этапов голосования. Работа «Аллегория
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Триумфа Венеции» изображает торжественную процессию в честь избрания нового дожа. Восседая в роскошно убранной колеснице повелитель окружен ангелами, богами-покровителями и своими подданными.
Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Аллегория Триумфа Венеции», XVIII век, холст, масло. Дворец Ро
Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Аллегория
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Триумфа Венеции», XVIII век, холст, масло. Дворец Ронкаль, Собрание Карипаро
Фото: Шапочка Дожа Франческо Морозини. Венецианская мануфактура, конец XVII века. Музей Коррер, Вене

Фото: Шапочка Дожа Франческо Морозини. Венецианская мануфактура, конец XVII века. Музей Коррер, Венеция

Традиционно венецианский дож носил шапку, из-за своей формы получившей название «Рог Дожа». Ежегодно в Пасху дож с процессией отправлялся к женскому монастырю Сан Заккариа, где настоятельница вручала ему новый головной убор, сшитый из парчи монахинями.


В XVIII веке необычайно популярными в Венеции становятся городские пейзажи — ведуты
Около 1728 года Каналетто начал писать ведуты Венеции, выбирая эффектные ракурсы и солнечные дни. Для более точной передачи архитектуры художник использовал «оптическую камеру». Успех этих работ был невероятный и художник работал «на экспорт». Иностранные дипломаты и путешественники, гостившие в Венеции, желали привезти домой память о необыкновенном городе, поэтому ведуты раскупались не менее лихо, чем нынешние открытки.
Фото: Навершие гондолы. Венецианская мануфактура, XVIII век, железо. Музей Коррер, Венеция

Город пе

Фото: Навершие гондолы. Венецианская мануфактура, XVIII век, железо. Музей Коррер, Венеция

Город пересекали многочисленные каналы, придавая ему особую красоту, по ним скользили элегантные и быстрые гондолы, обеспечивая быстрый проход мимо узких шумных улиц, связывая также 118 островов Венецианской лагуны.

Венецианская республика благодаря своему географическому положению связывала Европу и Восток, поэтому в архитектуре города и декоративно-прикладном искусстве заметны переплетения западного и восточного искусства.

Венецианская мануфактура, Театр десяти марионеток, дерево, текстиль, Дом-Музей Гольдони, Венеция. Фо

Венецианская мануфактура, Театр десяти марионеток, дерево, текстиль, Дом-Музей Гольдони, Венеция. Фото: John D’Addario

Венецианцы слыли также театралами: в городе с населением более 100 тысяч жителей работали четырнадцать театров, не считая частных, которые устраивали в своих дворцах аристократы. Новая пьеса или дебют актера для Венеции было событием первостепенной важности, как и соперничество театров и драматургов, например, Гольдони и Гоцци — мероприятие приобретало статус государственной значимости!

Кроме «комедии дель арте» и оперы, в Венеции процветали и театры марионеток, повторяющие в точности оперные и комедийные представления.


Куклы-марионетки, инсталляция. Фото: John D’Addario
Куклы-марионетки, инсталляция. Фото: John D’Addario

Венеция - законодательница моды

Венецианские ткани, кружева, стеклянные изделия, мебель, костюмы диктовали моду и считались синонимом изысканности, элегантности и роскоши. Невероятный успех «венецианского стиля» объяснялся в возвращении к пышным и праздничным образцам искусства XVI века.
Жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы
Жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы
Жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы
Кувшин, венецианское стекло, 18 век. Сахарница. Венецианская мануфактура, 18 век, стекло, халцедон. Музей стекла, Венеция; Мужской костюм, 18 века, шелк
Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
. Дворец Мочениго, Венеция.
Чопины (Clogs). Венецианская мануфактура, XVI век, дерево, кожа, кость. Музей Коррер, Венеция

Венец

Чопины (Clogs). Венецианская мануфактура, XVI век, дерево, кожа, кость. Музей Коррер, Венеция

Венецианские чопины — туфли на высоких танкетках, высота которых могла достигать 50 см. В них ходили венецианки, когда в городе поднималась вода, причем высота необычных каблуков (котурн) регламентировалась эдиктами.


Перемещаться на таких ходулях было и непросто, и «нездорово», особенно дамам в положении, а Венецианская республика была озабочена низким уровнем рождаемости. Так что добропорядочные дамы не слишком «возвышались». Подробности читайте в публикации «Обувь как символ в искусстве: объект желания».
Рекомендуемые выставки и показы
Венецианский мастер XVIII века, Письменный стол, ок. 1760 года, дерево, роспись, позолота, бронза, Х
Венецианский мастер XVIII века, Письменный стол, ок. 1760 года, дерево, роспись, позолота, бронза, Художественный Музей Миннеаполиса
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Автор: Ирина Олих. В пубилкации использованы материалы сайтов noma.org, venice2014.org, venicethefuture.com.
Титульная иллюстрация: фрагмент картины Дж. Тьеполо «Карнавальная сцена. Менуэт»