Видим цель!
Прежде чем начать организовывать выставку, нужно четко понимать, какую цель Вы преследуете. Сразу замечу, что если целью выставки является само по себе проведение выставки, то этот проект утратит какую-либо ценность сразу по его завершении. Как говорил Портос в отечественном фильме «Три мушкетера — «Я дерусь, черт побери, потому что я дерусь!» Однако не следует этого делать: лучше всего конкретизировать цели. Например, моральное и материальное удовлетворение, либо же актуальная реклама какой-то организации для привлечения потенциальных членов или потребителей, а возможно, еще более специфичная цель — все зависит от проекта. Но подход в принципе универсален, просто исполнение может немного меняться.Кто со мной?
Допустим, тема выставки и цель ясны. Настало время определиться с соратниками. Помощники — это тот ресурс, который поможет Вам реализовать проект. Лучше всего привлекать парней и девушек с высшим гуманитарным образованием. Зачастую такие люди располагают багажом «небанальной эрудиции», имеют неплохо подвешенный язык и обладают толикой артистического таланта.Когда я организовывал свою первую выставку, то пошел по пути наименьшего сопротивления и попросил своих товарищей по общественной организации помочь мне с выставкой. Мне повезло: те, кто тогда стояли у меня за спиной, уже занимались просветительской деятельностью, и им не составило труда, выучив текст, выступить перед публикой. Наверное, именно это придало мне уверенности в себе и в том, чем я занимаюсь. Но были и падения, так что для себя я вывел простую форму оценки кандидата. Это «речь — эрудиция — адекватность».
Если Вы слушаете человека, и его речь «режет» ухо — значит, и люди не будут слушать этого человека (к примеру — экскурсовода), а будут думать, как побыстрее уйти. Эрудиция — тоже сильный фактор в социальной коммуникации. Ваши соратники должны на приличном общем уровне знать тему — не обязательно вплоть до года создания каждого шедевра эпохи. Но имена создателей, источники вдохновения художников, стили — обязательный минимум. И, конечно же, «адекватность».
Скажу честно — искать людей несложно. Трудно выбрать тех, кто «сработает на все 100» и будет ждать следующей выставки. Я искал помощников в университетах среди студентов 2−3 курсов. Обычно вешал объявление в самых «проходных» местах и общался с преподавателями. Те отлично знают свой контингент!
Были люди и «с улицы» — они обычно приходят на выставку, и спрашивают, нет ли здесь работы, многие согласны быть просто волонтерами. Первый раз я побоялся такого нескрываемого интереса к процессу, но потом понял, что нередко люди, не имея каких-то особых талантов именно в области искусства, желают к нему быть причастными просто для того, чтобы их жизнь была ярче, интереснее. И я начал записывать имена-координаты таких людей в блокнот.
Знаете, важно никому не отказывать: я человека внимательно выслушал, «провел по формуле» (см. выше), и записал базовые сведения в блокнот. Мило попрощался с человеком, и уже наедине вношу пометки напротив его данных: стоит ли задействовать в будущих мероприятиях и на каких (возможно) ролях. Иногда такие люди (вдруг — форсмажор?) очень сильно выручают во многих ситуациях, главное — подробно записать первое мнение о человеке. Обычно оно самое правильное.
…Следующий вопрос — место встречи вашей публики с искусством. Читайте в следующей публикации Артхива!
Данила Стрелецкий
Фото 1,4 — Татьяна Стрельникова