

Тогда семейство Клее проживало в мюнхенском предместье в крохотной квартирке, где импровизированные спектакли устраивались прямо в дверном проеме между спальней и гостиной. Роль авансцены исполняли старые подрамники, драпированные занавесками, а декорациями служили коллажи из полосок ткани, журнальных иллюстраций и живописных фрагментов.
Позднее в «перчаточной братии» появились шаржированные фигуры политиков и коллег-художников, полуабстрактные фантастические создания в дадаистском духе и даже автопортрет художника.

Себя Пауль Клее изобразил в виде гротескной куклы-бедуина с подчеркнуто семитскими чертами лица, нарисованного на говяжьей кости. Намного позже, в период гонений на мастера, нацистская немецкая газета напишет: «…хотя он говорит всем, что является чистокровным арабом, на самом деле он типичный галисийский еврей». А пока, с 1921 года и до начала 30-х, Клее успешно преподает в знаменитом Баухаузе, и его новые кукольные персонажи становятся все более авангардными.

Можно предположить, что в периоды «куклоделия» мусорное ведро в семье Клее пустовало — ведь в дело шел весь хлам, предназначенный на выброс: пустые спичечные коробки, коровьи мослы, ореховые скорлупки, электрические розетки, обрезки меха, старые перчатки, щетина из кисточек и даже человеческие волосы. Кукольные головки художник формовал из марли, пропитанной гипсовой массой, а различные мелкие предметы служили для них каркасной основой. Часто эти коробки и скорлупки проглядывали сквозь неплотный слой гипса, придавая кукольным лицам дополнительные оригинальные черты. На просохшую заготовку наносился красноватый грунт, поверх него ложился слой «лицевых белил», по которому велась роспись.
На фото: куклы «Бородатый француз», «Русский крестьянин» и «Увенчанный поэт»
Этот первый опыт стал для Саши определяющим — став впоследствии одним из авторитетнейших кукольных мастеров Европы, она делала не только уникальные коллекционные экземпляры, но и модели кукол, которые выпускались массовыми тиражами в Германии и Великобритании с середины 60-х и вплоть до начала нового века.


Уходя из отчего дома в большой мир, восемнадцатилетний Феликс прихватил с собой и любимых кукольных персонажей — как частичку домашнего уюта, как семейный талисман. Сын художника утверждал, что кукольный театр «превратил его в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых». Некоторым образом этот успех обозначил и его призвание — повзрослевший Феликс Клее состоялся как профессиональный театральный режиссер. К сожалению, почти вся коллекция его любимцев погибла во время второй мировой войны в разбомбленном Вюрцбурге.