Продолжаем публиковать «диалоги с отшельником» — увлеченным и сведущим коллекционером. Удачи и находки — тема особая, а уж когда удается «открыть» достойного мастера с удивительной судьбой — чувства и вовсе неописуемые. Только представьте: работы из забытого сундука художника-эмигранта — друга Есенина, Маяковского и Бурлюка…
— В прошлый раз вы рассказывали, что есть обойма имен, за которыми обычно гоняются коллекционеры. А как в вашей коллекции появляются новые имена?
— Лет пятнадцать тому назад ко мне в коллекцию попал автопортрет
Иосифа Левина. В то время я практически ничего не знал об этом художнике. Небольшая наклейка на обороте холста сообщала, что этот художник родился в России, большую часть своей жизни прожил в США и Франции, и был другом Есенина, Маяковского и Бурлюка.
Будучи исследователем по натуре, я стал следить за аукционами в поисках работ Левина, чтобы, во-первых, лучше понять «энергетику» художника, а, во-вторых, по возможности пополнить свою коллекцию его работами. В течение последних 5−6 лет я лишь случайно натыкался на работы Левина (в основном, абстракция и рисунки). И вот в конце прошлого года мне повезло. На чердаке нью-йоркского особняка, где когда-то была студия Левина, нашли сундук с его старыми работами. Аукцион длился полчаса, более 50 первоклассных работ Левина успешно осели у коллекционеров, и часть из них попала ко мне.
Городской пейзаж
XX век
— Теперь вы можете сказать, что понимаете «энергетику» этого художника?
— Иосиф Левин… Он не кутил в кабацкой Москве, не устраивал скандалов с куртизанками Парижа. У него не было маршанов, «толкающих» его работы толстосумам Парижа и Нью Йорка. Он просто творил карандашом и кистью и надеялся, что рано или поздно те, кому он нравится, и кто понимает толк в истинном искусстве, найдут его работы. И он не ошибся.
…Энергетика работ — дело очень субъективное. Ну, скажем, если на стене висит ранний Пикассо, зрелый Дерен и Марке, и в эту компанию ты добавляешь какой-нибудь китч , то вся стена начинает корчиться от омерзения. Ну, а когда в эту компанию попадает мастер, то наступает полная гармония, и картины начинают излучать блаженство.
Так вот, работы Левина — это работы мастера. Он один из рафинированных интеллигентов ХХ века, проявивший свою самобытность как в искусстве так и в литературе, реалист и идеалист, человек, чувствовавший себя комфортабельно в Америке и Франции, но так и не обрезавший «пуповинную» связь с Россией, достойный сын своего времени.
…Энергетика работ — дело очень субъективное. Ну, скажем, если на стене висит ранний Пикассо, зрелый Дерен и Марке, и в эту компанию ты добавляешь какой-нибудь китч , то вся стена начинает корчиться от омерзения. Ну, а когда в эту компанию попадает мастер, то наступает полная гармония, и картины начинают излучать блаженство.
Так вот, работы Левина — это работы мастера. Он один из рафинированных интеллигентов ХХ века, проявивший свою самобытность как в искусстве так и в литературе, реалист и идеалист, человек, чувствовавший себя комфортабельно в Америке и Франции, но так и не обрезавший «пуповинную» связь с Россией, достойный сын своего времени.
Продавщица цветов
XX век
— Известны ли подробности о самом художнике — биография, творчество?
— Информации о нем совсем немного. Пришлось собирать по крупицам. Иосифу Михайловичу Левину повезло родиться в еврейской семье, имевшей вид на жительство в Петербурге. Отец его был портным и, видимо, хорошим, потому что Осю с семилетнего возраста регулярно водили в Эрмитаж — он рано начал проявлять интерес к искусству. В 16 лет ввиду неординарных способностей был принят в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, где проучился до 1913 года. Его учителями были Рерберг, Машков, Навозов и Химона.
Уже в возрасте 19 лет он ощутил «тесноту» российского классического художественного образования и поехал доучиваться в Париж, а оттуда — в Нью-Йорк, где стал слушателем Американской Национальной Академии Дизайна. После февральской революции 1917 года Левин вернулся в Санкт-Петербург и возобновил занятия с профессором Рербергом. В последующие несколько лет он жил между Петроградом и Москвой.
Уже в возрасте 19 лет он ощутил «тесноту» российского классического художественного образования и поехал доучиваться в Париж, а оттуда — в Нью-Йорк, где стал слушателем Американской Национальной Академии Дизайна. После февральской революции 1917 года Левин вернулся в Санкт-Петербург и возобновил занятия с профессором Рербергом. В последующие несколько лет он жил между Петроградом и Москвой.
В 1919 году Левин познакомился с другом своего брата Вениамина Левина, Сергеем Есениным, а также близко сошелся с Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Эль Лисицким. Под влиянием Есенина Иосиф присоединяется к группе поэтов-имажинистов.
В 1920 году он начинает свой путь на восток России и выставляет свои работы в Саратове и Оренбурге. В 1922 году Левин получил 1-ю премию за проект здания Народного Университета в Пензе. В том же году он переезжает в Читу, где публикует несколько книг для детей с собственными стихами и иллюстрациями.
Интересный момент: вместе с группой художников Левин отправляется в Китай. Он проводит там несколько месяцев, выставляясь в Пекине и Тяньцзине. Изучает искусство китайской каллиграфии — навык, который повлиял на его стиль в последующие годы.
В 1923 году Иосиф Левин вернулся в Москву и проработал несколько лет художником Агитпропа, где бок о бок сотрудничал с Владимиром Маяковским.
Интересный момент: вместе с группой художников Левин отправляется в Китай. Он проводит там несколько месяцев, выставляясь в Пекине и Тяньцзине. Изучает искусство китайской каллиграфии — навык, который повлиял на его стиль в последующие годы.
В 1923 году Иосиф Левин вернулся в Москву и проработал несколько лет художником Агитпропа, где бок о бок сотрудничал с Владимиром Маяковским.
— А с Есениным его дружба продолжилась?
— Да. Он воспоминал: «Я часто встречался с ним в кафе имажинистов под названием „Стойло Пегаса“ на Тверской. Туда приходили поэты, друзья и публика. Бывали там А. Мариенгоф, А. Кусиков, художник Г. Якулов, работающий для „Камерного театра“ Таирова и др.
Много раз мы с Есениным собирались писать его портрет , но стоило только начать, как приходила толпа почитателей и просили читать стихи».
Портрет Есенина Левину удалось написать только посмертно: «…Последняя моя „встреча“ с поэтом была перед гробом, когда я всю ночь зарисовывал лицо покойного. Рядом со мной скульптор Цаплин лепил его из глины. По фасаду дома была растянута черная лента и большими буквами были написаны слова: „Тело великого русского национального поэта Сергея Есенина покоится здесь“. В небольшой зале гроб был окружен венками из цветов. Глядя на лик покойного, мне вспомнились слова В.А. Жуковского, написанные им на смерть Пушкина: „Что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Это не был ни сон, ни покой: не было выражения ума, столь прежде свойственное этому лицу: не было также выражения поэтического, нет! Какая-то важная удивительная мысль на нем развивалась: что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубоко удовлетворяющее знание.“ Глядя на лицо умершего Есенина, можно было видеть горькую улыбку возле губ и детское выражение, как будто он только что плакал. Трудно было примириться с мыслью, что его больше нет с нами, что не будет больше живых встреч, что оставили в душе такой след. Во время зарисовки я заметил, как в залу вошли простые люди крестьянской складки. То были его родители. Они не плакали, не убивались, стояли тихо смиренно, ничем не проявляя себя. Раз только всех попросили выйти из залы. Говорили, что родители просили отслужить панихиду. Когда я закончил два рисунка с покойного, пробивался в окна рассвет декабрьского утра. Зала быстро стала наполняться народом. В публике я узнал Вс. Мейерхольда и его жену З. Райх, бывшую жену Есенина, Качалова и других артистов Художественного Театра и поэтов…»
Много раз мы с Есениным собирались писать его портрет , но стоило только начать, как приходила толпа почитателей и просили читать стихи».
Портрет Есенина Левину удалось написать только посмертно: «…Последняя моя „встреча“ с поэтом была перед гробом, когда я всю ночь зарисовывал лицо покойного. Рядом со мной скульптор Цаплин лепил его из глины. По фасаду дома была растянута черная лента и большими буквами были написаны слова: „Тело великого русского национального поэта Сергея Есенина покоится здесь“. В небольшой зале гроб был окружен венками из цветов. Глядя на лик покойного, мне вспомнились слова В.А. Жуковского, написанные им на смерть Пушкина: „Что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Это не был ни сон, ни покой: не было выражения ума, столь прежде свойственное этому лицу: не было также выражения поэтического, нет! Какая-то важная удивительная мысль на нем развивалась: что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубоко удовлетворяющее знание.“ Глядя на лицо умершего Есенина, можно было видеть горькую улыбку возле губ и детское выражение, как будто он только что плакал. Трудно было примириться с мыслью, что его больше нет с нами, что не будет больше живых встреч, что оставили в душе такой след. Во время зарисовки я заметил, как в залу вошли простые люди крестьянской складки. То были его родители. Они не плакали, не убивались, стояли тихо смиренно, ничем не проявляя себя. Раз только всех попросили выйти из залы. Говорили, что родители просили отслужить панихиду. Когда я закончил два рисунка с покойного, пробивался в окна рассвет декабрьского утра. Зала быстро стала наполняться народом. В публике я узнал Вс. Мейерхольда и его жену З. Райх, бывшую жену Есенина, Качалова и других артистов Художественного Театра и поэтов…»
В 1926 г. Иосиф Левин официально покидает Россию и направляется в Париж. Он снимает студию на Rue Baillou на Монпарнасе и начинает выставлять свои работы в Салоне Независимых и в галереях Ниццы. В 1930-м он работает художником театра и создает декорации и костюмы для концерта Е. Хатаевой «Душа Москвы» в зале Gaveau. В том же году походит его персональная выставка в галерее de la Jeune Parque.
Париж. Городской пейзаж
XX век
Левин также занимался книжной иллюстрацией, и в 1936-м он участвует в выставке, устроенной журналом «Наш союз» в галерее Zak.
В конце 1930-х годов в Европе становится неуютно, Левин переезжает в Нью-Йорк и снимает студию в Гринвич Вилладж. Он быстро входит в круг русских художников-эмигрантов и начинает регулярно выставляться в лучших галереях и музеях Америки, включая публичную библиотеку в Манхэттене (1940), Бруклинский музей (1943−44), Weyhe Gallery в Нью-Йорке (1944), Мемориальный музей Де Янг в Сан-Франциско (1945) и т. д.
В 1938 году у него с успехом прошла персональная выставка в Гаване (Куба), в 1940-е годы — многочисленные выставки в странах Латинской Америки.
В 1938 году у него с успехом прошла персональная выставка в Гаване (Куба), в 1940-е годы — многочисленные выставки в странах Латинской Америки.
Париж. Городской пейзаж
XX век
В конце 40-х — начале 50-х годов Левин начинает двигаться в сторону абстрактного искусства.
Он создает свой собственный стиль под названием сюрконсиансилизм («надсознательное» или «центрифужное» искусство).
По определению Левина, искусство — это средство приобретения космического сознания. Освобождаясь от естественных форм и образов, художник становится более внимательным к универсальному движению центробежной силы. Соответственно, динамически построенные живописные композиции являются отражением бесконечности человеческого разума
Абстрактная композиция
XX век
Продвигая свой новый взгляд на изобразительное искусство, Левин провел персональные выставки абстрактных работ в Нью-Йорке (1947) и Париже (1950 — галерея des Garets; 1959 — галерея M. Bernheim; 1967 — галерея Du Passeur). В 1955 г. он участвовал в групповой выставке 11 художников в River-Side Museum (Музей Н. К. Рериха; в числе участников был и В. А. Издебский).
— А война как-то отразилась на его творчестве?
— В живописи не знаю, но роман «Передел» (Нью-Йорк-Париж", 1967) — о войне. После войны Левин вновь обращается к литературе — выходят сборники стихов с его же иллюстрациями — «Сказание о вороне» (Нью-Йорк, 1945) и «Улов» (Нью-Йорк-Париж, 1966), пьеса «Моисей» (Париж, 1971), роман «Адамово счастье» (Париж, 1967).
В период оттепели об Иосифе Левине вспомнили в СССР. В 1969 году выставка его работ прошла в Литературном Музее Москвы.
В конце 1960-х художник отходит от абстракции и вновь возвращается к реализму, а в 1970 году он снова переезжает в Париж.
За два года до смерти Левина в Риме проходит его последняя персональная выставка.
В 1979 году Иосиф Михайлович Левин умер во время своего летнего пребывания в Провансе.
В период оттепели об Иосифе Левине вспомнили в СССР. В 1969 году выставка его работ прошла в Литературном Музее Москвы.
В конце 1960-х художник отходит от абстракции и вновь возвращается к реализму, а в 1970 году он снова переезжает в Париж.
За два года до смерти Левина в Риме проходит его последняя персональная выставка.
В 1979 году Иосиф Михайлович Левин умер во время своего летнего пребывания в Провансе.
— Что стало с его работами?
— Во Франции жила его дочь. О судьбе его наследия мало что известно. Несколько работ находятся в музеях. Картина «Невесомость» представлена в Музее изящных искусств в Париже. 15 работ — в музее Сен-Дени (Франция). Большая часть — в частных собраниях.
До недавнего времени имя и работы Иосифа Левина были практически неизвестны в странах СНГ. В апреле этого года в Тамбовском художественном музее прошла выставка работ Иосифа Левина.
Иллюстрация: Иосиф Левин. Портрет дочери.
— А почему вдруг в Тамбове?
— Давид Бурлюк познакомил Левина с тамбовским собирателем Н.А. Никифоровым. Их переписка продолжалась более 15 лет. Левин присылал в Тамбов свои картины, рисунки, книги, рецензии. В ноябре 2009 г. Литературно-художественный музей Сергея Денисова открыл выставку работ Левина, хранящихся в его фондах. Нынешняя тамбовская выставка — по-видимому, наиболее полное представление собрания работ Левина. На ней представлены также несколько десятков графических работ, подаренных племянницей художника — Иоландой Вениаминовной Левиной, — исследователям жизни и творчества братьев Левиных И.О. Машенковой и В.П. Середе.
Согласно теории Иосифа Левина, космическое сознание художника продолжает свою жизнь до тех пор, пока зритель продолжает созерцать его творения. Мысль не нова, как и желание зрителей дарить ей жизнь: мы смотрим на картины…
Титульная иллюстрация: Иосиф Левин. «Театр»