Вопреки расхожему мнению, гиперреализм и фотография — не конкуренты. В чем секрет привлекательности этого стиля? Чем пугает реальность под увеличительным стеклом? Разбираемся при поддержке художника.
- Как вы пришли к гиперреализму?
— Я всегда рисовал ручкой и карандашом, причем на любых доступных поверхностях. Около 6 лет назад получил от близкого человека в подарок кисточки и масло. Так произошел переход к краскам. Сначала увлекся импрессионизмом, но со временем пришел к гиперреализму. В этом стиле работаю около трех лет.- Чем вас привлекает этот стиль?
— Требовательностью. В импрессионизме легко исправлять ошибки, а в гиперреализме все должно быть выверено. Одно неправильное движение — и картину не спасти.
Вот это мне и нравится — требовательность. Гиперреализм дает импульс, волнение. Ты можешь неделями стоять у холста, а в итоге не получить ничего.
Вот это мне и нравится — требовательность. Гиперреализм дает импульс, волнение. Ты можешь неделями стоять у холста, а в итоге не получить ничего.
"Сама приставка "гипер-" говорит о том, что эти работы - "реальнее, чем сама реальность"
- Вы переносите изображение на полотно с помощью проектора или на глаз?
С проектором я не работаю, рисую от руки. Но моделям не приходится сидеть по ту сторону мольберта часами: сначала мы проводим съемку, и потом я уже рисую по фотографии. Хотя многие художники используют снимок и проектор — это кому как удобнее. Помните, есть мнение, что сам Ян Вермеер создавал пейзажи с помощью камеры-обскуры.
«Ты можешь стоять у холста неделями, а в итоге не получить ничего. Вот это мне и нравится в гиперреализме — требовательность»
- Почему натюрморты старых голландцев нельзя назвать гиперреализмом в современном понимании?
— Работы старых мастеров очень реалистичны, но не гиперреалистичны. Сама приставка «гипер-" говорит о том, что работы, скажем так, «реальнее, чем сама реальность». Свойства предметов или яркие портретные черты как бы намерено подчеркнуты, усилены. Этим интересен гиперреализм — он будто показывает выбранные объекты, людей или ситуации под увеличительным стеклом.
- Поэтому вы выбираете такие большие холсты для портретов? Дело в приставке "гипер-"?
— Нет, в этом нет тайного смысла. Мне просто нравится писать на больших холстах, особенно портреты. Если я изображаю всего один предмет, часто делаю это в небольшом формате — 60×60 или 80×80 см. Пример — работы «Хлеб» или «Яичница».- Вы работаете с галереей в Швейцарии и Израиле, а еще выставлялись в Берлине. Как вас обычно находят иностранные партнеры?
— Интернет. Мы никого специально не ищем, просто представляем работы на сайте, в профессиональных сообществах. Затем иногда открываю почту — а там предложение о сотрудничестве. Это приятно.- Бывают ли периоды, когда вы не рисуете?
— Да, в основном когда занят другими вещами или мыслями. Вообще, думаю, роль вдохновения немного преувеличена. Есть время — садись и работай. Получилось хорошо — отлично, можно показать работу. Нет — холст прячется.
Хотя, не спорю, путешествия помогают активизироваться. В поездках я иногда снова рисую ручкой: делаю маленькие архитектурные зарисовки…
Хотя, не спорю, путешествия помогают активизироваться. В поездках я иногда снова рисую ручкой: делаю маленькие архитектурные зарисовки…
— …А недавно я побывал в Испании на мастер-классе художника-гиперреалиста Омара Ортиза. Общаться с коллегами всегда интересно.