Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»: создают на плоскости объемную реальность. Такие картины рвутся наружу — или же, напротив, вам самим интересно в них залезть. Знакомый и модный обман: стрит-арт… скетчинг… Между тем искусство это — весьма не новое.
Самюэл ван Хогстратен: во что горазд ученик Рембрандта?
Перо, гребень и ножницы. Натюрморт с оптической иллюзией
1667, 63×79 см
Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала брал уроки у отца, затем — у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился с коллегой, который увлек его оптическими иллюзиями — с Карелом Фабрициусом. Так художник полюбил тромплей.
Петрус Кристус (1410-1475): портрет - это серьезно
«Тромплейная часть» картины — деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.
В Брюгге мастер не залегал на дно, а усердно работал. Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его мастерскую в наследство. Помимо главного наставника, на стиль Кристуса повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.
Ювелир в своей лавке (святой Элигий)
1449, 100.1×85.8 см
Корнелис Норбертус Гисбрехтс (ок. 1630 - 1683): придворный "обманщик" короля
Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами
XVII век, 107×96 см
Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты, обманки и поражал королей умением рисовать полотна, максимально похожие на реальность. Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.
На фото: «Тромплей. Оборотная сторона картины в раме» (1668−1672 гг., Копенгаген, Государственный музей искусств). В такую работу Пиноккио точно постарался бы сунуть свой нос.
Тромплёй Vanitas
1668, 152×118 см
Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825): не кошмаром единым
Бывший пастор, который стал выдающихся художником — каких работ можно ожидать от такого человека? Только экстраординарных и манящих.
Репродукция картины Фюссли «Ночные кошмары» висела у кабинета Фрейда. Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми разума — немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.
Репродукция картины Фюссли «Ночные кошмары» висела у кабинета Фрейда. Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми разума — немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.
Обманка
36×49 см
Обманки особенно хороши вживую: важно смотреть на них с правильной точки
Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком, не боялся заглядывать в глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей эпохи. Но в то же время уважал основательный, классический подход: хорошо знал историю искусств, мифологию, изучал античность и заимствовал из прошлых эпох строгость форм.
Пер Боррель дель Касо (1835 - 1910): cпасаясь от критики
Каталонский художник родился на севере Испании, неподалеку от Пиренеев. Любил пейзажи и религиозную тематику, но также удивлял зрителя и новаторскими штучками. Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне, но вместо этого создал собственную Академию искусств.
На фото — актуальная картина о том, как надо поступать с мнением тех, кто вечно всем недоволен:
На фото — актуальная картина о том, как надо поступать с мнением тех, кто вечно всем недоволен:
«Бегство от критики» (1874 г., коллекция банка Испании, Мадрид)
Хуан Санчес Котан: живенько!
Один из основателей испанского реализма, человек с мурчащей фамилией Котан много лет писал в Толедо натюрморты и портреты, а затем бросил все и стал послушником в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда, где у него появилось много времени на совершенствование мастерства. Нет, ну каков огурец, а?!
Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами
1602, 68.9×84.5 см
Гелий Коржев (1925-1012): так и тянет выпить чаю
Гелий Коржев — представитель «сурового стиля». Это направление советского реализма, характерное для стыка 50-х и 60-х. «Суровые ребята» стремились на холсте передать брутальность новых героев и новой жизни. В основном их персонажи похожи на Гошу из фильма «Москва слезам не верит»: резкие, где-то даже навязчивые, но подкупающие напором. В этом ряду экспрессивные, драматичные работы Коржева стоят особняком — достаточно окинуть взглядом хотя бы фото c ретроспективы его работ, которая прошла недавно в Третьяковской галерее.
А мы сейчас обращаем внимание на то, что Коржев писал еще и необычные натюрморты.
Федор Толстой (1783−1873): все для королев
Граф Толстой зарабатывал на творческие эксперименты «утилитарными», но впечатляющими обманками и натюрмортами. Акварель
«Ягоды красной и белой смородины» (1818 г.) художник повторял так часто, что сам шутил: «Моя семья питается одной смородиной!». Говорят, его работы заказывала сама императрица Мария Федоровна (жена Александра III).
Граф прославился не только талантом, но и своенравностью, необычными манерами и страстью к путешествиям.
И напоследок: кто все затеял?
Легенда гласит: в VI веке до нашей эры древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто лучше распишет стену храма. Художники устроили конкурс на лучшее полотно. В час презентации Зевекис снял с работы завесу — а там виноград настолько реалистичный, что птицы принялись его клевать.— Твоя очередь, снимай покрывало! — бросил сопернику довольный художник.
— Не могу — ответил Паррасий, — покрывало тоже нарисовано!
Так состоялась презентация первых тромплеев. Позже художники начали использовать этот прием, чтобы визуально расширить пространство: рисовали на стенах ниши, окна и другие детали.
Геррит Доу. «Автопортрет»
В лавке у торговки домашней птицей
1670, 58×46 см
Титульная иллюстрация: Корнелис Сафтлевен «Кот, смотрящий через забор».