school_banner
Регистрация

Говорит и показывает: Камиль Коро о том, почему начинать картину всегда нужно с теней, о сморчках, орешниках, женщинах и браке

Мне нравится7       0  
Французского художника Камиля Коро называли «королём пейзажа» и «певцом рассвета». Ренуар был убеждён, что Коро удалось увидеть природу лучше, чем кому-либо из импрессионистов, а сам Коро признавался, что его главная жизненная цель — писать пейзажи — заставила его отказаться от мыслей о браке: влечение к природе не должно пересекаться со страстью к женщине. Коро мастерски умел передавать зыбкость и текучесть природы, разработал собственную систему светотеневых градаций цвета (валёров) и остался в истории искусства афоризмом «Валёры — прежде всего!» Артхив предлагает читателям и другие высказывания художника.
В тот вечер я сказал моему отцу, что мы с торговлей не сошлись характерами, и поэтому я развожусь! Так я стал художником.

Я заметил, что всё, что написано с первого раза, было более свободно, более красиво по форме и при этом удавалось пользоваться большими возможностями; когда же возвращаются к вновь начатому, часто теряется первоначальный гармоничный колорит.

У меня есть только одна цель, которой я буду следовать всю жизнь: писать пейзажи. Это твёрдое решение не позволяет мне связать себя серьёзными узами. Я имею в виду брак.
Камиль Коро. Женщина с жемчугом (Невеста)
Камиль Коро. Прерванное чтение
  • Камиль Коро. Невеста
  • Камиль Коро. Прерванное чтение
Сколько раз я сожалел, рассматривая свои рисунки, что у меня не хватило времени поработать над тем или иным еще с полчаса.

Человек имеет право избрать профессию художника только после того, как он распознает в себе живую страсть к природе и желание следовать ей с такой настойчивостью, которую никто не сможет ослабить. Не иметь жажды одобрения, ни денежной прибыли. Не обескураживаться порицаниями, которые могут навлечь его произведения. Ему нужно быть одетым в броню сильного убеждения, которая заставит его идти прямо к цели, не боясь никаких препятствий.

Неуязвимое самосознание! Если художник, исполненный этим самосознанием, создаёт произведение, в котором заметен бросающийся в глаза недостаток, он, исполненный этим самосознанием, в конце концов добивается успеха.

В настоящий момент в Риме я делаю этюды на воздухе; я пишу красками и рисую костюмы… Если бы вы знали, насколько я поглощен своей работой, может быть, мне простили бы мою неаккуратность.
Следуйте своим убеждениям. Лучше быть ничем, чем эхом живописи других. По словам мудреца, когда следуют за кем-либо, всегда остаются позади.

Мне казалось весьма важным при подготовке этюда или картины начинать с наложения самых темных цветовых отношений (предполагая, что холст белого цвета) и продолжать накладывать постепенно до самых светлых. Я устанавливаю от самого темного валёра до самого светлого 20 номеров.

Я молю Бога каждый день, чтобы Он сделал меня ребёнком, то есть чтобы он дал мне умение видеть природу и передавать её, как это делает ребёнок, — без предвзятости.

Бывают художники, которые создав несколько шедевров, получив награды и достигнув вершины почестей, останавливаются: одни, чтобы не утратить блеска своей репутации, другие для того, чтобы их произведения сохраняли большую ценность, более высокую цену.

Я начинаю всегда с теней, и это логично, ибо то, что вас более всего поражает, должно быть изображаемо прежде всего.
В картине всегда бывает ярко освещённый пункт, но он должен быть только в одном месте. Вы можете поместить его, где пожелаете: в облаке, в отражении в воде, хоть на чепчике.

Меня часто упрекают за расплывчатость тонов в моих картинах. Но ведь лик природы всегда плывущий, меняющийся, вся природа зыблется, и сами мы словно плывём. И в этом есть тайная сущность жизни.

Ни в чём нельзя позволять себе быть нерешительным!

Ослы! Они покупают картины с условием, чтобы их мастера как можно дальше стояли от природы.

Я всегда стараюсь схватить все оттенки и тем самым передать иллюзию жизни: хочу, чтобы, глядя на мой неподвижный холст, зритель ощущал бы движение Вселенной и предметов.

Говорят иногда про меня, что я пишу в свинцовых тонах.
Вот остановились два человека. Я пытаюсь их зарисовать, сделать детальный рисунок, начиная с головы, но они расходятся — у меня остаются лишь бессвязные отрывки. Вот дети играют на ступеньках храма; я начинаю рисовать, но их отзывает мать. В конце концов, моя тетрадка должна была заполниться одними носами и прядями волос. Тогда я решил начинать с самых общих очертаний. Я быстро набрасывал первую попавшуюся группу. Если времени не хватало, сохранялся хоть общий очерк во всей его непосредственности. Если они оставались дольше, я переходил к деталям.

Пусть говорят, что Коро дряхлеет. Нужно держаться и показать молодёжи, как не сходить со своих позиций.

По-моему, римлянки — самые красивые женщины в мире… Их глаза, плечи, руки и бёдра превосходны. В этом они лучше, чем наши… Но с другой стороны, им далеко до грации и любезности француженок… Как художник, я предпочитаю итальянку; но в вопросах, касающихся чувственных отношений между мужчиной и женщиной, — я однозначно выбираю француженку.
Камиль Коро. Сидящая женщина с обнажённой грудью
Камиль Коро. Итальянка (Агостина Сегатори)
  • Камиль Коро. Сидящая женщина с обнажённой грудью
  • Камиль Коро. Итальянка (Агостина Сегатори)
Я поступаю, как ребёнок, когда он надувает мыльный пузырь. Он еще совсем маленький, но уже сферической формы; потом ребёнок надувает его потихоньку, пока у него не явится опасения, что тот лопнет. Точно так же я работаю во всех частях картины сразу, усовершенствуя всё понемногу, пока впечатление не будет полным.

Когда весной я слышу запах орешника, моя память возвращает меня в Буа-Гийом, под Руан, я с восторгом переношусь в мир моего детства и отрочества и с упоением погружаюсь в те самые пахучие заросли, где когда-то по воскресеньям я собирал сморчки.

Природу следует писать, опираясь на личные чувства, полностью отбрасывая то, что уже известно из картин как старых, так и современных мастеров.

Если мы действительно растроганы, искренность нашей эмоции передаётся другим.
Заглавная иллюстрация: Камиль Коро. Автопортрет (фрагмент), 1825

Собрала Анна Вчерашняя

Смотрите также подборки цитат других художников: Рубенса, Ренуара, Ван Гога, Пикассо.
Комментировать Комментарии
HELP