Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Что нового? Веласкес!»: в творчестве Сальвадора Дали всегда можно обнаружить скрытые или явные влияния,симпатии и фобии. Он нередко в той или иной форме цитировал разных авторов,которыми восхищался на протяжении всей карьеры. Одному из них художник уделял особое внимание — Диего Веласкесу.
«Что нового? Веласкес» — под таким названием в Театре-музее Дали в течение года проходила выставка,посвящённая диалогу двух значимых фигур в истории искусства. Экспозиция,которая завершается 3 мая,состоит из одиннадцати картин-трибьютов,написанных между 1960-м и 1982 годами. Заголовок был взят из статьи Сальвадора Дали«Эврика», написанной в 1976 году:
«После импрессионизма вся история современного искусства вращалась вокруг одной цели: реальности. И это может подвести нас к вопросу: что нового? Веласкес».
Хорошо известно,как Дали восхищался персонажами и работами Веласкеса. Его,вероятно,очаровывала практика написания сцен«на месте», что по сути превращало картины великого испанца в фотоснимки. Этот восторг начал проявляться с ранних лет. Будучи шестиклассником гимназии в Фигерасе в 1919 году,Дали опубликовал в школьном журнале Studium серию портретов под названием«Великие мастера живописи», среди которых был и Веласкес. Из его наследия будущий сюрреалист особо выделял«Менины»(репродукция этой картины даже висела у него в студии) и «Прях». Сальвадор Дали считал,что автор демонстрирует непревзойдённую технику,и одновременно сравнивал«распределение и размещение цвета» на них с работами импрессионистов.
Явное влияние Веласкеса на творчество Дали видно в работах 1940-х годов,например,в великолепных«Исчезающих образах»(1938). Цитирование можно проследить и в таких полотнах,как«Галарина» или«Корзинка с хлебом».
В том же десятилетии Дали написал трактат о живописи«Пятьдесят волшебных секретов мастерства»(1948). В нём приведён сравнительный анализ качеств,которыми должен обладать художник(техника,вдохновение,цвет,сюжет,гениальность,композиция,оригинальность,тайна и подлинность), а так же степень,в которой ими владели Леонардо,Месонье,Энгр,Веласкес,Бугро,сам Дали,Пикассо,Рафаэль,Мане,Ян Вермеер и Мондриан. В этой личной классификации Веласкес уступает лишь Вермееру,а Мондриан и Мане выступают антиподами художников,которыми восхищался Дали.
Позже,в 50-х — 60-х годах,Дали увлёкся ядерным мистицизмом и масштабными работами. С этих пор и до конца его жизни влияние Веласкеса на его творчество чувствуется особенно сильно. Примеры можно найти в картинах«Веласкес,пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы»(1958), «Фрейлины(Менины)» и «Портрет Хуана де Пареха,ремонтирующего струны мандолины»(обе — 1960).
В 1965 году на свет появился«Апофеоз доллара», объединивший наиболее значимые образы иконографии Дали. В нижней правой части картины видна фигура самого художника,сидящего спиной,одетого как Веласкес и пишущего Галу,а фрагменты«Менин» появляется на полотне трижды.
Из 1970-х годов особо стоит отметить скульптуру«Бюст Веласкеса,превращающийся в трёх беседующих персонажей»(1974). На бронзовом лице Дали краской нарисовал монахиню,стоящую на коленях спиной к зрителю(нос) и двух кабальеро с гофрированными воротниками(глаза). Нижняя часть лица превращается в гостиную с креслами и полом — шахматной доской,а на лбу прописаны всё те же «Менины».
Слева: Сальвадор Дали,«Бюст Веласкеса,превращающийся в трёх беседующих персонажей»(1974). Фото: fiiboo.com
В своих последних творениях Дали пытался раскрыть секреты старых мастеров. В тот период он черпал вдохновение в работах Микеланджело и Веласкеса,стараясь интегрировать их в свои картины. Среди отсылок к испанскому классику можно перечислить«Жемчужину. По мотивам „Инфанты Маргариты“»(1981), «Веласкеса и фигуру»(1982), «Инфанту Маргариту,проявляющуюся на силуэтах некоторых кавалеров во внутреннем дворе Эскориала»(1982) и так далее.
Сальвадор Дали, «Веласкес и фигура» (1982)
Сальвадор Дали, «Инфанта Маргарита, проявляющаяся на силуэтах некоторых кавалеров во внутреннем дворе Эскориала» (1982)
В газете«Орор»(L'Aurore) от 10 мая 1979 года писатель Мишель Деон,лауреат Большой премии Французской академии,отозвался о Сальвадоре Дали так: «Мало кто знает,что этот художник является квалифицированным специалистом,заново открывшим утраченные рецепты,и что его величайшие холсты однажды будут сравнивать с Веласкесом или Рафаэлем».