Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Куклы Натальи Фоминой словно пришли из сказочных снов: Нимфа лесных озер,Влюбленная Ведьмочка,Ловец снов,Лесной Человечек… Художница знакомит нас со своими персонажами,рассказывая о них удивительные истории,открывает секреты мастерства и показывает новую коллекцию грядущей выставки.
Наталья Фомина училась на графика в художественной школе при Институте искусств в Ленинграде у Е.И.Ухналёва и А.Л.Слепеча.
Более 20 лет Наталья занимается художественной куклой,участвовала в Салоне авторской куклы«Киевская сказка» в Мыстецком Арсенале в 2010 г. и других выставках. На Международном конкурсе в Америке ее кукла«Зеленый чай» завоевала первую премию.
Куклы Фоминой находятся в частных собраниях в Украине,России,Германии,США,Франции,Бельгии и Корее. Живет художница в Киеве.
Из серии«Киевские панянки»
— Наталья,вы учились у знаменитого художника Е. И. Ухналёва,о котором сейчас прежде всего пишут как об «авторе современного герба России,высших государственных наград…» Но для вас он прежде всего - учитель. Что остается«за кадром»?
— Когда я училась у Евгения Ильича,он был главным архитектором и художником Эрмитажа. Это был замечательный человек с очень сложной судьбой. В молодые годы он был репрессирован и почти десять лет провел в лагерях,в нем чувствовалась некая надломленность… Через много лет после окончания учебы я написала картину,навеянную петербургскими улицами,и только потом заметила,насколько она напоминает мне работы моего учителя.
— Вы пишете городские пейзажи,как и ваш учитель?
— Мои картины отражают мои впечатления,кто-то видит в них аллюзию на работы Моне, Дега… У меня много абстрактных работ,которые существуют в контексте с моими куклами. Я долго искала свою технику и фактуру,мне хотелось в живописи передать объем,«продлить» кружева,передать все нюансы вроде каких-то шероховатостей,потертости… В итоге ко мне пришла идея работы в манере«под гобелен», делать нечто а-ля«старые фрески». Мои работы напоминают сухой осенний лист,ковер цветущих полевых цветов, — именно эта удачно найденная фактура очень точно передает мои желания.
Н. Фомина«Весенняя рапсодия»
Н.Фомина«Гобелен»
— Как случилось,что график,художник четкого линейного ритма,вы увлеклись совершенно другим направлением и стали создателем роскошных кукол?
— Для меня самой это было неожиданностью. Помню,во время учебы часто проходила мимо мастерских скульпторов и наблюдала за их работой. Для меня нереальным казалось само создание трёхмерного объекта,потому что мне как графику форма виделась светом и тенью,когда плоское изображение становилось объемным простым нажатием карандаша. Когда я закончила учебу,начался развал Союза,пришли сложные времена,и я не видела себя в профессии художника. Совершенно случайно я пришла к созданию кукол и поняла,что именно это меня всегда интересовало.
— Какой счастливый случай подарил вам возможность заняться этим искусством?
— Однажды ко мне обратились знакомые с просьбой отреставрировать старинную куклу — восстановить головку и детали костюма. Когда она оказалась в моих руках,я почувствовала что-то на уровне божественного прикосновения. Это было необыкновенно!
— Одетая по последней парижской моде с расписанной фарфоровой головкой,кукла принадлежала французскому мастеру П.-Ф.Жюмо,его мануфактура была самой известной в Европе в ХІХ веке. Я настолько увлеклась работой,что начала изучать историю куклы,а после реставрации пришло желание делать куклы самой.
Кукла П.-Ф.Жюмо второй половины ХІХ века
— В конце ХІХ века француз Леопольд Ламбер придумал механизм и наладил производство механических кукол. Как-то мне попалась его кукла — «Курящий клоун» 1890 года,она уникальна тем,что ее изготавливали на трех мануфактурах! Существовал определенный тираж каждой куклы,и чем он меньше — тем дороже кукла. Интересно,что куклы служили также рекламой предприятий,например,фарфоровые головки рекламировали Мейсен,Севр,Веджвуд. Самая большая коллекция в Российской империи была у императора Николая ІІ - это не игровая кукла,а предмет роскоши,награда детям за хорошее поведение.
— Если мы уже коснулись истории куклы,интересно,кто был автором первой художественной куклы и насколько популярно у нас сейчас это направление?
— Первой авторской куклой считают«Маленькую танцовщицу» Эдгара Дега — это бронзовая скульптура,одетая в настоящую балетную пачку. К нам авторская кукла пришла в 1970-е годы,сейчас она развивается в стиле«фьюжн», когда в творчестве одновременно сочетаются несколько видов искусства — скульптура,роспись и дизайн. В Киеве работают интересные мастера куклы — Петр Пинчук и галерея«Парсуна».
Э. Дега«Маленькая танцовщица»
— Не знаю,насколько здесь присутствует мистика,а насколько здравый смысл,но мои куклы они рождаются. Их создание связано с магией и таинством.
— Наталья,расскажите немного о самом процессе создания куклы.
— Хара́ктерная кукла предполагает создание образа,для меня в каждой новой кукле заключена вся Вселенная. Первоначально приходит образ,и он требует воплощения и диктует мне,какую эмоцию я должна сделать. Я начинаю лепить головку: где-то приложила складочку — изменилась форма губ,носа,появился новый оттенок эмоции… Главное — вовремя остановиться,ведь когда уже нельзя вернуть исходный удачный вариант,становится обидно: ведь даже я не могу повторить себя! Итак,головка готова,и тогда я понимаю,какую позу примет кукла: как согнется ножка,ручка именно таим образом,чтобы чтобы передать нужное настроение.
…В какой-то момент всё может остановиться и полуготовая кукла будет лежать долгое время,потому что она молчит. Не знаю,насколько здесь присутствует мистика,а насколько — здравый смысл,но мои куклы… Они рождаются. Их создание связано с магией и таинством. Наконец,финальные этапы работы — это роспись и костюм. Готовая кукла — как«Черный квадрат» Малевича: последняя точка или новый отсчет.
— Я искренне верю,что по ночам мои куклы живут своей жизнью. Пока их никто не видит,они разговаривают.
— Наталья,куклы всегда считались необычными игрушками,да и вы говорите о куклах,как о живых существах…
— Я искренне верю,что по ночам мои куклы живут своей жизнью. Пока их никто не видит,они разговаривают. Создавая скульптуру,придавая ей позу,я вдыхаю в нее жизнь,и она живет,я словно даю ей вторую жизнь. В костюм куклы вплетаются кружева и кусочки ткани,которым по 100 и 200 лет,она переходит из рук в руки и напитывается энергетикой каждого человека. Роспись,живопись,скульптура,вся история переплетается в этой кукле,потому что творчество — вечно. …Бывают моменты,когда кукла готова,но я понимаю,что она не хочет быть так одета,и тогда я начинаю что-то делать по-новому. Например,эта кукла изначально задумывалась как«Волшебная лампа Аладдина», а после изменений превратилась в «Слушаю и повинуюсь».
— Мне очень нравится кукла«Отче наш» после переделки. Изначально она была одета во множество крошечных листиков,вырезанных вручную из японской бумаги на текстильной основе. Кукле этот наряд не понравился,и я придумала новый костюм из кусочков ткани разной фактуры.
Каждая деталь этой куклы сочетается с образом: стеклянная опора-ваза,означающая хрупкость мира,и деревянный с серебром крестик из Фатимского монастыря в Португалии… Получилось что-то немыслимое — этот образ несет неимоверную силу.
Изначально я назвала ее «Молитва», а затем«Отче наш». Это моя молитва за Украину — я патриот и мне хотелось вселить в людей веру и надежду.
Н.Фомина«Отче наш»
— С какими сложностями в работе вы встретились,когда началось самостоятельное творчество?
— Как-то мне сделали заказ на портретную куклу по фотографии для корейца из Сеула. Я делаю ее и понимаю — что-то не так. Целый месяц не могла понять,почему не получается голова,и выяснила,что проблема — в форме черепа. Я изучила строение черепа у людей разных рас и народов,и оказалось,что у африканцев лобная доля лицевой кости больше,а у корейцев вся лицевая часть черепа приплюснута. Вообще,даже в портретной кукле перед художником не стоит задача сделать точную копию,поэтому в работе угадывается только общее сходство. Я — художник,и я так вижу. Кукла очень понравилась заказчику,он у меня получился таким модником!
— Какие материалы вы используете в работе,и как долго может рождаться кукла?
— Я беру только натуральные материалы — «паперклей» и «эфапласт». Из них лепятся открытые части куклы — головка,ручки,ножки… С помощью воды детали можно смягчать и переделывать,в отличие от искусственного пластика,который к тому же недолговечный. Для каркаса выбираю медную проволоку и обшиваю его поролоном. Чтобы кукла была устойчива,обязательно нахожу три точки опоры. Изготовление одной работы может длиться год и два. На свои куклы ставлю клейма,это я у Жюмо подсмотрела: вдруг через сто лет кто-то будет реставрировать мою куклу?
— Авторская кукла — это как мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
,должно сложиться множество компонентов… Мою куклу нельзя повторить — даже я не смогу этого сделать.
«Зеленый чай»
— Роскошные костюмы ваших героев словно созданы французским кутюрье — вы подсматриваете какие-то фасоны или выкройки в журналах,следите за модой?
— Как и все женщины,я модница,люблю листать журналы,интересуюсь модой и историей костюма,особенно люблю XVIII—XIX вв. Для нарядов моих кукол люблю шить из старинных тканей и подбирать украшения — антикварные аксессуары,натуральные камни… Костюмы придумываю и шью сама,часто вышиваю бисером или нитками. Если у меня исторический персонаж,подбираю вышивку нужного периода и максимально пытаюсь использовать в костюме ткани этого же времени. Например,перечитав роман Гюго«Отверженные», ко мне пришел образ Фантины,и у меня даже нашлись французские кружева 1860-х годов — времени создания этого произведения!
— Многие ваши куклы щеголяют изысканными нарядами с кружевами,как вы находите и подбираете эти детали костюмов?
— Облачные,легкие,воздушные… это невероятно красивый материал и очень благодатный для работы. Для меня он тоже как вид искусства. Я очень люблю вставлять в костюмы старинные кружева. Везде,где бываю,покупаю их,мои знакомые привозят мне кружева и детали старинных нарядов из Европы. Муж смеется,говорит,что я покупаю одежду для кукол дороже,чем себе. А для меня кукла,как бесконечность: мне хотелось бы кружевами придать ей объема,продлить красоту!
— Я изучаю историю кружев,раньше это был самый дорогой подарок — дороже бриллиантов. Екатерина Медичи привезла моду на кружева из Италии в Париж,а Мария Стюарт — в Шотландию. Кружева настолько были в моде,что ими обшивали даже отвороты на сапогах — ботфортах. Изобрели кружева итальянцы. Кружевницы работали на острове Мурано,им даже запрещали выезжать с острова,чтобы секрет не был раскрыт. Кстати,в Англии кружевницами были мужчины.
— В костюм Святого Патрика,покровителя Ирландии,я не могла не вставить ирландское старинное кружево,которое у меня было. Авторская кукла — это как мозаика: должно сложиться множество компонентов,поэтому здесь янтарь,кружева и даже цвет костюма — все подобрано для этого образа. А так как это мое видение Святого Патрика,поэтому он у меня получился таким троллем. Иногда,когда я смотрю на готовую куклу,думаю,что это сделала не я. Мою куклу нельзя повторить — даже я не смогу этого сделать.
Н.Фомина«Святой Патрик»
— Любовь к куклам связана как-то с детскими сказками,впечатлениями,переживаниями? Какие сказки были любимыми в детстве?
— Честно говоря,не могу сказать,что какая-то сказка повлияла на мой выбор. Мне безумно нравились сказки Льюиса Кэрролла,сказка«Питер Пэн»… наверное,все-таки фантастическое,волшебное меня всегда притягивало. Ведь кукла — это соединение кино,сказки,реальности и вымысла! Недавно перечитала«Алису в стране чудес» и поняла,что мое детское восприятие этой сказки и эмоциональное переживание не изменились.
Н.Фомина«Алиса в стране чудес»
— Наталья,ваши куклы действительно с характером,и не всегда угадаешь,кто перед тобой и какая скрывается мифология. Познакомьте нас еще с каким-то из ваших персонажей!
— Да,каждая кукла имеет свою историю и содержание. Это богиня Веста. Я ее посадила на домик,потому что она хранительница домашнего очага и покровительница честных сделок. В день праздника богине приносили дары,поэтому в домике я сделала маленький алтарь,на котором можно оставить монетку — дар богине. Этот персонаж был навеян путешествием в Рим. Костюм украшают натуральные камни: яшма,сердолик,нефрит,янтарь,созданные великим творцом — Природой. Они также несут свою энергетику.
— Кстати,одна из версий этимологии слова«невеста» связана с этой богиней. В храм богини Весты отдавали служить девочек 6 — 10 лет,их называли весталками. Когда мужчина брал опеку над девушкой,она уже не принадлежала Весте,она была не-Веста.
— «Ловец снов» навеян индийской мифологией,в которой есть бог — Хранитель снов. В индийских домах на переплетенных веревочках подвешивают звоночки. По поверьям,если к спящему приходит плохой сон,то он запутывается в этих нитях,как в паутине. И хотя я не нашла изображений этого бога, — кукла получилась роскошной: французские,голландские,немецкие и мальтийские кружева в одном костюме — результат какой-то космической информации!
«Ловец снов»
— Художественная литература и путешествия — ваши главные источники вдохновения?
— Да,люблю активный отдых и много путешествую. Как говорил Марк Твен,«любовь и путешествия — самое главное в жизни». Люблю ходить в музеи,рассматривать архитектуру,гулять по маленьким улочкам,останавливаться в красивых старых отелях, — я вижу вдохновение во всем! Последняя моя поездка была в Италию,до этого у меня был кризис,и я долгое время ничего не делала. Так получалось,что я часто бывала в Европе,но ни разу в Риме,и не ожидала увидеть его таким величественным! Рим — как глоток свежего воздуха: я вернулась и уже заканчиваю новую коллекцию,готовится выставка.
— Вы автор портретной куклы,сказочных персонажей и мифологических,были ли у вас серии кукол,посвященные одной теме?
— Серия«Киевские барышни» — это яркий характер,каждая красотка была одета в изысканный костюм и прелестные ботиночки,сшитые вручную. Идея серии«Лесные люди» заключалась в том,чтобы показать,насколько люди одиноки. У каждого человечка был мешочек с солью — это соль земли, — самые ценные дары,с которыми каждый человек приходит в этот мир. Костюмы для этой серии сшиты из натуральной кожи.
Из серии«Лесные люди»
Из серии«Лесные люди»
— В Европе лет десять назад появилась кукла со следами насилия — подбитый глаз,страшный шрам на лице,даже мультфильмы с такими персонажами не редкость,вспомним мультфильм-триллер«Альма». Что вы думаете о такой кукле?
— Когда я смотрю на красивые произведение искусства,появляется желание прогрессировать,а глядя на эти куклы,мне становится страшно. Я даже не знаю,как их можно объяснить — либо это накопление какой-то энергии,которая требует выхода,либо это психическое расстройство,и тогда можно говорить о куклотерапии.
- Для меня агрессивная кукла неприемлема. Я считаю,что творчество должно вдохновлять,а не пугать.
— Глядя на ваши куклы,получаешь огромное эстетическое удовольствие. Вы их рассматриваете как предмет коллекционирования?
— Прежде всего это искусство,это творчество. Я долго работаю над куклой,и,как любая«намоленная» вещь,она несет на себе какую-то авторскую нагрузку. Любой творец может передать только то,что есть в нем,ничего другого он дать не может. Если во мне нет эмоции,а я передаю её в кукле,тогда это штамповка, — я могу передать только то,что есть внутри меня.
— Наталья,с куклами у вас складываются трепетные отношения. Сложно ли вам расставаться с ними?
— Когда я отдаю свою куклу,я с ней прощаюсь. Долгое время созваниваюсь с человеком и узнаю,как она себя ведет. Был у меня такой момент: у меня приобрели куклу,а через некоторое время звонит покупательница и говорит: «Ты знаешь,она как-то вся поникла». Я могу связать это с освещением,с механическим воздействием,вполне может быть,но… Другой покупатель — одинокий мужчина рассказывал,что любит пить чай в компании с куклой. Не знаю,насколько она ему отвечает?!(смеется). С куклами у нас складываются особые отношения,потому что эти маленькие существа — отражение нас,это маленькая копия человека.
— Наталья,расскажите о своих творческих планах.
— Я заканчиваю свою новую коллекцию,которую назвала«В стране чудес», и на конец мая запланирована выставка в Киеве,где можно будет увидеть Алису,Святого Патрика…
— Наталья,о чём мечтаете в творчестве?
— Мне хотелось бы открыть свою школу куклы. В Киеве это направление не развито,изредка проводятся курсы и мастер-классы. У нас много талантливых людей,у которых есть желание заниматься,а кукла — это момент творчества,а для детей вообще новый этап для их развития.
Кукла не имеет возраста и пола. Древние люди делали куклы,они появились задолго до икон,пусть это была простая«мотанка». Когда девушка выходила замуж,она брала с собой куклу как память о доме… Когда женщина рожала,ей клали под подушку куклу,чтобы роды были легкие,ребенку дарили куклу как талисман… Я думаю,что общение человека с куклой можно назвать куклотерапией.
— Божественное в нас говорит о нашей способности к творчеству,и эта божья искра есть в каждом из нас,не важно,какой профессией мы владеем.