Продолжаем наблюдать за приключениями знаменитых полотен до и после Второй Мировой войны, которые получили «второе рождение» благодаря реставраторам или же нуждаются в спасении. Покушения, похищения, интриги и расследования — все, как в кино, только по-настоящему. Так же, как и в части первой нашего арт-расследования!
Эдуард Мане (Edouard Manet), один из художников, стоявших у истоков импрессионизма, написал картину «В консерватории» в 1878—1879 годах. Картина выполнена маслом на холсте. Когда она была выставлена, арт-критики зашипели: «руки и лица выписаны детальнее, чем обычно; неужто Мане идет на уступки публике?"
Пока импрессионисты не пользовались ни большим спросом, ни особенным уважением, Жан-Баптист Фор, французский певец, композитор, а главное коллекционер произведений Мане, купил «В консерватории» за «ничтожную сумму» в 11000 франков. На время войны картина пропала (да и, вероятно, не до ее поисков было). А после войны в 1945 году шедевр нашелся в немецкой солевой шахте среди огромного количества других произведений искусства и драгоценностей, прихваченных нацистскими мародерами.
Размер полотна 115 Х 150 см, сегодня его можно увидеть в Старой национальной галерее Берлина.
Пока импрессионисты не пользовались ни большим спросом, ни особенным уважением, Жан-Баптист Фор, французский певец, композитор, а главное коллекционер произведений Мане, купил «В консерватории» за «ничтожную сумму» в 11000 франков. На время войны картина пропала (да и, вероятно, не до ее поисков было). А после войны в 1945 году шедевр нашелся в немецкой солевой шахте среди огромного количества других произведений искусства и драгоценностей, прихваченных нацистскими мародерами.
Размер полотна 115 Х 150 см, сегодня его можно увидеть в Старой национальной галерее Берлина.
Рембрандт, «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рётенбюрга» — знаковое произведение, более известное как «Ночной дозор».
Начнем с того, что «Ночным дозором» свою картину Рембрандт (Rembrandt van Rijn) не называл. Ее оригинальное название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рётенбюрга». Дело в том, что картина написана в 1642 году и с тех пор порядком изменилась. В частности, о ночи речи не шло вообще: изображенные события происходят днем. Но обнаружилось это лишь в 1947 году после реставрации: за 300 лет картина покрылась слоем копоти. Кроме того, лак, которым художники покрывают картины маслом, вначале абсолютно прозрачный, со временем желтеет и темнеет. Так и наступила ночь на известнейшей картине Рембрандта.
Есть и серьезная чисто детективная улика: положение тени от левой руки капитана Кока. Судя по нему, время — не более 2 часов пополудни.
Вообще, шедевр повидал на своем веку немало: его дважды резали ножом (сапожницким и простым ножом для хлеба). Оба раза картину восстанавливали, но следы, конечно, остались. Еще на нее брызгали кислотой — но вовремя подоспели охранники и спрыснули место поражения водой. Кислота повредила только лак, и картина была полностью восстановлена. На данный момент «Выступление стрелковой роты…» хранится в амстердамском Государственном музее. Шедевр регулярно реставрируют, и, таким образом, картина регулярно «омолаживается», чтобы затем вновь пройти через все стадии сумерек.
Ян Вермеер, «Астроном».
На тыльной стороне картины «красуется» черная свастика, оставленная Адольфом Гитлером, — таким суровым способом фюрер выразил свои чувства к шедевру.
Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом (Frans Hals) нидерландский художник Ян Вермеер (Jan Vermeer) считается одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. В 1668 году он окончил работу над картиной «Астроном». Эта сравнительно небольшая картина (51 Х 45 см) выполнена маслом на холсте и сегодня она хранится в Лувре.
Нередко встречаются сведения о том, что Вермеер был одним из любимых живописцев Гитлера (а именно «Астроном» — одним из любимых произведений), который, как известно, и сам сперва мечтал стать художником. Потому и неудивительно, что в 1940 году, стоило немцам вторгнуться во Францию, картина была похищена у ее владельца Эдуара де Ротшильда.
Завладев картиной, фюрер поставил на ее тыльной стороне штамп в виде черной свастики. Но, как известно, Гитлер войну не пережил, а вот ограбленный им Ротшильд — таки да! И после войны коллекционер не преминул напомнить о своих правах на шедевр. Но и здесь не все пошло гладко: наслаждаться шедевром в индивидуальном порядке коллекционеру оставалось не слишком долго, потому как в 1983 году французское правительство изъяло картину в уплату налогов за наследство. В том же году картина наконец была благополучно доставлена в Лувр и после небольшой реставрации выставлена. Свастику на тыльной стороне закрашивать не стали — таким вот замысловатым образом все-таки удалось фюреру сделать свой сомнительный вклад в искусство.