school_banner
Регистрация

Музы ХХ века: Клео де Мерод - безупречная красота belle epoque

Мне нравится22       0  
Что более всего прославило Клеопатру Диану де Мерод — титул самой прекрасной женщины Франции, ангельская красота, сводившая с ума европейских монархов, ее женственность и пленительность на сцене, безупречный вкус элегантной мадемуазель, происходившей из австрийского дворянского рода, или кривые толки и сплетни, всю жизнь преследующие танцовщицу? Сегодня нам ценны и работы Дега, Болдини, Стейнлейна, Тулуз-Лотрека и не только…
Художники и скульпторы начала ХХ века боготворили Клеопатру, а фотографы сделали из балерины еще и первую профессиональную модель. Фотографии Клео де Мерод в 1900-е годы можно было встретить в каждом европейском городе.
Благодаря расцвету нового искусства ее романтический образ безмятежной красоты называют «открыточной Мадонной»

Аристократка-танцовщица

Клеопатра родилась в Париже в 1875 году. Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853−1909), к слову, был известным живописцем-пейзажистом. В семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего не можем, — известно лишь, что карьерой Клео занималась ее матушка, волевая женщина.



В 23 года Клео занялась сольной карьерой и выступала на сценах Королевских театров Франции, собирала аншлаги в Фоли-Бержер, гастролировала в Европе и Америке. Пик ее популярности пришелся на 1900−1910-е, но даже после официального ухода со сцены в 1924 году танцовщица иногда выступала по специальным приглашениям антрепренеров в возрасте 50 лет, что для балерины большая редкость.


На фото Клео де Мерод

Дж. Болдини «Портрет Клео де Мерод», пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
На Всемирной выставке в Париже 1900 года Клео покорила публику экзотическими камбоджийскими танцами.
Клео де Мерод исполняет камбоджийский танец на Международной Выставке в Париже 1900 года
Красота Клео притягивала известнейших художников и скульпторов ХХ века. Достоверно известно, что Клео позировала Эдгару Дега, вот только отыскать ее стройную фигурку среди ее подруг на картинах нелегко. Завсегдатай репетиций балетной школы и концертов в Опере, художник, далёкий от внешнего лоска и эффектов, которые очаровывают балетоманов, смотрел в самое сердце танца…
Жан-Луи Форен. За кулисами
За кулисами
1900-е , 105.5×141.5 см
С XVIII века и вплоть до Первой Мировой войны во французском обществе сохранялось твердое предубеждение против дам, выступающим на сцене.

Танцовщицы, балерины, певицы кабаре и цирковые артистки, открыто демонстрирующие свои прелести на сцене, считались куртизанками. Девочек балетной школы 12−16 лет называли маленькими мышками (petites rats). К этим юным весталкам в храм распущенности — «национальный гарем» или «убежище дочерей Венеры», как называли фойе Оперы, — могли пройти лишь самые богатые и влиятельные господа, что порождало множество слухов, карикатур и непристойных анекдотов.

Ж. Л. Форен «Поклонник»

Художник Жан-Луи Форен интересовался исключительно закулисной жизнью Фойе Оперы, изображая отталкивающих франтов-поклонников в черных фраках, словно Кротов, преследующих хрупких и беззащитных Дюймовочек.
Жан-Луи Форен. Фойе Оперы
Фойе Оперы
XIX век, 60.9×78.7 см
Столь несправедливое отношение публики пришлось испытать Клео на собственном опыте, неоднократно защищая свою репутацию даже в суде. Рисунок Тулуз-Лотрека — пожалуй, единственный, изображающий танцовщицу надменной и неприступной светской дамой, словно стоящей выше общественного мнения и равнодушной к сплетням.

Сюзерен у ног прекрасной балерины

Красота Клеопатры свела с ума короля Бельгии Леопольда ІІ. Впервые он увидел балерину на сцене в Бордо и не пропускал ни одного ее выступления. 61-летний монарх, старше Клео на 38 лет, как мальчишка, влюбился в красавицу.

Многие приписывали им бурный роман, хотя сама танцовщица всю жизнь уверяла, что между ними ничего не было, - лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей после выступления.

Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Парижане прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а в прессе появлялись все новые и новые карикатуры, соревнующиеся в остроте и не всегда пристойности.

Карикатура на Леопольда ІІ и Клео де Мерод
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — написала в воспоминаниях Клео де Мерод
Карикатура на Леопольда ІІ и Клео де Мерод
Русские газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, — лишь прикрытие тайных политически переговоров.

Но изо всех слухов наиболее ценным для нас является… метро! Мол, король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно, в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.

Красавица из красавиц - заложница красоты

В 1896 году газета L’Eclat объявила конкурс красоты, победительницу выбирали читатели. Среди 130 претенденток, обогнав Сару Бернар, первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра.
На Осеннем Салоне этого года имя Клео де Мерод было также у всех на устах. Скульптор Александр Фальгьер представил свою работу «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптор изобразил балерину обнаженной. Тщетно Клео убеждала, что в этой скульптуре только ее лицо, публика больше не желала верить в непорочность танцовщицы, припоминая ей роман с бельгийским королем.
А.Фальгьер «Танцовщица», 1896, Париж, Музей Орсэ
В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» ее образ, представив ее обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! Несмотря на благие намерения, письмо имело прямо противоположный эффект и вызвало сатирические насмешки в прессе.

Сплетни и клевета всю жизнь преследовали эту прекрасную женщину. В 1952 году, когда вышла книга Симоны де Бовуар «Второй пол», в которой Клео названа «дамой полусвета», чаша терпения Клео переполнилась. Она обратилась в суд, чтобы защитить свое доброе имя, и выиграла дело. В 1955 году балерина опубликовала свои мемуары «Балет — моя жизнь».

Вообще-то де Мерод требовала от Бовуар еще и 5 млн франков, но из-за того, что балерина не препятствовала распространению слухов «в рекламных целях», даже после признания правоты актрисы Клео по решению суда получила всего 1 франк.
Клеопатра стала музой многих европейских скульпторов. Ее удивительная красота вдохновила на создание не одного шедевра.
Фридрих Голдшнайдер «Бюст Клео де Мерод», 1890-е, терракота, частное собрание
Мариано Бенлёр «Клео де Мерод», 1910
Э.Аррондель «Клео де Мерод»
Жорж Деспре «Маска Клео де Мерод», 1909
Скрываясь от шлейфа скандальной славы, балерина оставила Париж и выступала на сценах Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка. Приезжала и Санкт-Петербург, причем в русском балете именно француженка Клео де Мерод была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной.

Первая фотомодель

Развитие фотографии сделало образ Клео популярным во всем мире. Самые известные фотостудии Парижа — Поля и Феликса Надар, Леопольда-Эмиля Рейтлингера, — экспериментировали с образом Клео. Она появляется на почтовых открытках как модная светская дама, пленительная танцовщица, и даже в молитвенной позе, так идущей ее ангельскому облику. Клео охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых профессиональных фотомоделей.
В мемуарах красавица вспоминает о том, что в гастрольных поездках ее узнавали на улице, тут же покупали в киосках открытки с ее изображением и мчались за звездой брать автограф. Назойливое внимание заставляло Клео частенько оставаться в номере гостиницы.

«Невозможный» гардероб от иконы стиля

Кроме всего прочего, Клео была неисправимой модницей. Ее умопомрачительные наряды сегодня можно увидеть во Дворце Гальера — Парижском музее моды.
Платье Клео де Мерод, которое она носила в 1900—1902 гг., Гравелль, Париж. Музей декоративного искусства (фото: lesartsdecoratifs.fr)
Жакет Клео де Мерод, модельер Жак Дусэ, 1898−1900гг., Музей декоративного искусства, Париж (фото: lesartsdecoratifs.fr)
В 2012 году музей издал трехтомный каталог, рассказывающий о 200-летней истории моды. На обложке одной из книг красуется роскошная блуза Клео де Мерод — музы, которую также считают иконой стиля.


А еще Клео придумала новую прическу. Вы заметили на всех фотографиях, картинах и скульптурах, как уложены ее волосы? Разделенные на прямой пробор, опущенные на уши, они собраны в низкий узел. Так укладывали волосы не только все европейские модницы в начале ХХ в., но и героини произведений Моэма и Фитцджеральда.


Фото Надара

Прическу так и называли — «Клео де Мерод». Но злые сплетни не замедлили появиться: мол, танцовщица была вынуждена прикрывать уши, ибо у нее… не было половины одного из них!

Клео де Мерод ушла из жизни в 1966 году в возрасте 91 года. На ее могиле в Париже установлена скульптура. Автор работы — маркиз, испанский дипломат, работавший в Посольстве в Париже, скульптор-любитель Луис де Перинат. Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь. Они встречалась в 1906—1919 гг. В 1909 году Луис создал портрет своей возлюбленной.

Фото Клео де Мерод

Могила Клео де Мерод на кладбище Пер-Лашез в Париже
Историю Клео де Мерод продолжают рассказывать, восхищаться ее дивной красотой. У самой же танцовщицы была только одна страсть — балет.
В публикации были использованы материалы из таких источников: 19thc-artworldwide.org, histoire-image.org.
Комментировать Комментарии
HELP