войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Счастливы по-разному: художники, жившие как у Бога за пазухой. Часть I

Со стереотипным образом сумасшедшего бродяги в берете и жилетке, бородатого и длинноволосого, современные художники успешно расправились. Многие выглядят стильно и носят Версаче. Дэмиен Хёрст надевает массивные кольца на все пальцы сразу, Герхард Рихтер светски импозантен, Джефф Кунс фотографируется в белом костюме и галстуке. Но до сих пор есть мифы о художниках, против которых не повоюешь, просто надев модные туфли.
Счастливы по-разному: художники, жившие как у Бога за пазухой. Часть I
Спросите у соседа или любого прохожего (только чур не караулить у художественных академий и у Института проблем современного искусства), знает ли он во всей истории изобразительного искусства хоть одного счастливого во всех отношениях художника.
Скорее всего, вы услышите, что все они были одинокими, непризнанными, нищими алкоголиками, и каждый третий умер от сифилиса, а каждый второй покончил с собой. Причем не дожив до 40 лет. На самом деле среди великих живописцев встречались те, кто дожил до старости, женился по любви, стал прекрасным родителем для своих детей и был богат и признан при жизни, а иногда даже в ранней молодости. Конечно, у каждого умирал кто-то из родных, случались периоды безденежья и отчаянья, но эти пятеро, к примеру, настоящие счастливчики.

Тициан

Прежде всего, Тициан прожил дольше всех известных художников — 99 лет (и это в эпоху чумы и бесконечных испано-французских войн, ведущихся на территории Италии). Основательный, вдумчивый, спокойный, умный и гармоничный Тициан Божественный — эдакий мудрый старец, к которому страшно и лестно идти за советом и жизненным опытом, но старцем он, конечно, был не всегда.

Отец Тициана, государственный муж, был достаточно здравым, чтобы считать профессию художника бесперспективной, но при этом достаточно чутким, чтобы позволить мальчишке развивать незаурядные способности. 10-летний Тициан уехал в Венецию учиться, а уже в 29 получил титул первого художника Венеции. Первый художник — это много важных государственных заказов, оплачиваемых городом, и личных живописных заявок от влиятельных герцогов, пап и королей. Это восторг правителей, знавших толк в искусстве и жаловавших дворянское звание за гениальные полотна. Это трепет вельможных женихов, понимавших, что полотно Тициана сделает благосклонной юную невесту.
Тициан. Венера Анадиомена

Тициан был красивым мужчиной и знаменитым художником. Венецианские дамы —

Тициан. Венера Анадиомена

Тициан был красивым мужчиной и знаменитым художником. Венецианские дамы — от герцогинь до куртизанок — позировали ему, а иногда задерживались в мастерской подольше или даже надолго. Но это пока он не встретил Чечилию. Она была другая: застенчивая, светлая, улыбчивая, но твердая и надежная. Тициан писал любовниц и жен герцогов и королей, но когда его собственная жена увидела себя на холсте обнаженной, она разрыдалась и попросила ее не позорить. Есть версия, что черты лица Чечилии на полотне «Венера Анадиомена» художник изменил.

Художник пережил многих любимых и важных людей: жену, дочь, сына, близких друзей, покровителей, учителей и даже учеников. Ему было 99 — и он был счастлив наконец-то отправиться на встречу с ними в другой, лучший мир.

Питер Пауль Рубенс

Историк искусства Роже де Пиль, современник Рубенса, оставил подробный отчет о его добродетелях: и осанку имел величественную, и нрав ровный, и ум проницательный, голос — и тот был исключительно приятен. «Он вставал всегда в четыре утра и обязательно начинал день слушанием мессы, потом он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читающего ему вслух какую-нибудь хорошую книгу… Он работал таким образом до 5 часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, или как-то иначе старался дать отдых своему уму», — пишет де Пиль. Добавьте к этому знание четырех европейских языков плюс латынь и греческий, светские манеры, которым пажа Питера Пауля обучали с 13 лет.

Совершенно непонятно, когда Рубенс успел написать 1400 картин, потому что кажется, все сильные мира сего старались заполучить его еще и в придворные советники: ему доверяли государственные тайны и верили в исключительные политические способности. Он едет в путешествие по Италии за вдохновением — и сразу же попадает на службу к герцогу Мантуанскому, 8 лет в свое удовольствие колесит по Италии по государственным делам и по музеям, возвращается в Нидерланды — и становится придворным художником инфанты Изабеллы, а потом и ее поверенным, объездившим всю Европу с дипломатическими миссиями. Набрасывая портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
английского короля Карла I, он мог прямо в мастерской вести с ним миротворческие переговоры, а спустя несколько недель получать из рук его военного противника награду.
  • Питер Пауль Рубенс. Автопортрет
    Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    с женой Изабеллой Брант
  • Питер Пауль Рубенс. Автопортрет
    Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    с женой Еленой Фоурман и сыном
В 49 лет Рубенс стал вдовцом — ушла из жизни его жена Изабелла, с которой он в счастье прожил 17 лет, отстроив для нее и троих детей огромный дом по собственному проекту. Он горевал целых 4 года, а в 53 года женился снова. Юная Елена Фоурман успела родить пятерых детей и превратить в чудесную сказку последние 10 лет жизни художника, который устал быть дипломатом, оставил инфанту Изабеллу разбираться с войнами и политическими страстями без него и посвятил всего себя семье и живописи.

Диего Веласкес

Женился на дочери своего учителя. Не без участия тестя, цензора Святой инквизиции, между прочим, получил заказ на портрет испанского короля. Можно было бы заподозрить Диего Веласкеса в кумовстве и незаслуженных почестях, вот только все свои звания и личное королевское расположение художник подтверждал всеобщим признанием и исключительными успехами в любом художественном конкурсе — хоть у себя на родине, хоть в Италии.

Рассказывают, что король Филипп IV тосковал, когда Веласкесу приходилось уехать, и никому больше не доверял писать свои портреты. У короля был ключ от мастерской придворного художника, чтобы иногда приходить и наблюдать со стороны, как работает мастер. Веласкес одну за другой получал почетные, но весьма изматывающие должности — пока не стал самым главным человеком во дворце — великим гофмаршалом. По красивой легенде, на картине «Менины» символ ордена Сантьяго — красный крест — на костюме Веласкеса пририсовал после его смерти король. Сам Диего был скромен — и своим рыцарским званием не хвастал.
  • Диего Веласкес. Сивилла (по одной из версий – портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    жены художника Хуаны Пачеко)
  • Диего Веласкес. Филипп IV в доспехах (фрагмент)
В отличие от многих страстно влюбленных сентиментальных художников, придворный живописец Веласкес писал короля и его детей гораздо чаще, чем свою жену и дочь.
Веласкесы всю жизнь прожили во дворце, здесь же выросла их дочь, а зять и ученик художника Хуан Батиста дель Масо унаследовал его должность при дворе. И вот тут можно почти наверняка утверждать, что только заслуги тестя сделали возможным это назначение.
Джон Констебл, портрет кисти Ремси Ричарда Рейнагла
Джон Констебл, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
кисти Ремси Ричарда Рейнагла

Джон Констебл

Жизнь Джона Констебла — совсем не тот случай, когда счастье само обваливается с неба и остается навсегда. И любовь, и семья, и мастерство, и успех — все это давалось художнику большим трудом, душевным и физическим. Но тем чудеснее история.

Чудом было уже то, что маленький Джон выжил — сразу после рождения его постарались побыстрее окрестить и, смирившись, ждали скорой смерти младенца. Чудом были те упорство и настойчивость, с которыми Констебл всю жизнь писал немодные пейзажи с сельскими церквушками, коттеджами, мельницами. Настоящая слава пришла к Констеблу вовсе не на родине, а во Франции, где в Салоне его картина получила Золотую медаль, а сам художник — сотни восторженных писем от французов с заказами. И тогда Джон делает свой счастливый выбор: лучше скромные доходы на родине, чем богатство на чужбине. Он уже пробовал уехать — ничего хорошего.

Вдалеке от своей родной деревни он как будто терял мощный источник энергии: родители распрощались с идеей дать мальчику достойное образование — в интернате он тосковал и чах, и его перевели в сельскую школу. Начав обучение в Королевской академии художеств в Лондоне, он быстро устает от большого города, отказывается от должности учителя рисования — и снова возвращается на родину. Однажды он отправился в путешествие по южным портовым городкам Англии — и понял, что горы действуют на него угнетающе. Ему всегда нужно было домой.
  • Джон Констебл. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Марии Бикнел
  • Джон Констебл. Мария Констебл с двумя детьми (фрагмент)
Констебл терпеть не мог писать портреты и делал это только для того, чтоб подзаработать денег. Но только не в этом случае. Мария Бикнелл, ставшая мадам Констебл только после 7 лет тайных свиданий и противостояния неумолимым родителям, была любовью всей его жизни. Он несколько раз просит ее руки у родителей и получает отказ, он женится на ней тайно и ставит новых родственников перед фактом. Пережив любимую на 9 лет, он будет сам воспитывать семерых детей и до конца жизни носить по ней траур.
Пережить самую тяжелую потерю Констеблу поможет работа — он читает лекции студентам Королевской академии художеств и все более мастерски пишет то, что дает ему силы. Родину.

Огюст Ренуар

У Ренуара были золотые руки, и он мог бы вполне безбедно жить, зарабатывая росписью тарелок или штор. Еще с детства, приходя учеником в любую ремесленную мастерскую, Огюст быстро становился самым ловким, а впоследствии и самым обеспеченным мастером. Во всяком случае на обучение живописи в мастерской Глейра и пропитание на несколько лет ученичества он заработал сам. И в 17 лет купил дом родителям.
Когда однажды прикованному к инвалидной коляске Ренуару предложили в помощники расторопного молодого человека с хорошими рекомендациями, он рассмеялся. Его всегда окружали только женщины, преданные ему бесконечно, нежные и простые, не мудрствующие и любящие жизнь. «Я еще не умел ходить, а уже любил писать женщин», — шутил Ренуар (он, вообще, был остроумен).
Мягкий и застенчивый, Огюст не разбивал женских сердец, он спокойно и терпеливо ждал, когда рядом окажется сластена с сияющей белой кожей и кошачьей походкой. Алин Шариго была на 20 лет младше Ренуара, мало смыслила в искусстве, но к ее обедам по субботам собирались все друзья-художники.
Рекомендуемые художники
Жена Алин стала любимой моделью Ренуара и матерью трех его сыновей: Пьера, Жана и Клода.
Жена Алин стала любимой моделью Ренуара и матерью трех его сыновей: Пьера, Жана и Клода.
Ренуара довольно часто принимали в Салоне, и даже после скандальных выставок импрессионистов критики ругали его меньше других. Тонкий портретист, он всегда находил заказы: в молодости часто писал портреты лавочников и их жен в обмен на еду или новые ботинки, но совсем недолго. Доживший до 78 лет Ренуар успел увидеть свои картины в Люксембургском музее и в Лувре, стал кавалером Ордена Почетного легиона, сначала купил дом для семьи в пригороде Парижа, а потом виллу в Ницце. Он много путешествовал, всю жизнь был без памяти влюблен в свою жену и отчаянно переживал ее смерть, он вырастил прекрасных детей: Жан стал известным режиссером и получил почетную премию «Оскар» в 1974 году, Пьер — театральным и кино-актером, а Клод — художником-керамистом.

P.S. Счастье есть. И по-настоящему удачливых и любимых художников в истории не меньше, чем революционеров, нотариусов и королей. Доказательства из ХХ века — во второй части.



Автор: Анна Сидельникова