Один из трех первых портретов, написанных Рафаэлем Санти, имеет не менее загадочную историю своего создания, нежели знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
В каталогах римской Галереи Боргезе портрет
числится с 1682 года.
Картину «Дама с единорогом» Рафаэль, предположитиельно, написал в первые годы жизни во Флоренции (1504 — 1506 годы). Образ молодой женщины, нежной и чистой, перекликается с волшебным существом на ее коленях — единорогом, символизирующим женское целомудрие.
Слева: Рафаэль Санти, автопортрет
Дама с единорогом
1506, 65×51 см
Загадка первая: авторство «Дамы с единорогом»
По мнению экспертов, полотно — часть собрания старинного флорентийского рода Альдобрандини, которое вошло в коллекцию Боргезе в 1682 году. Позже, в инвентории Галереи Боргезе за 1760 год она упоминается как «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино. В разное время авторство картины приписывали также Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто. И только в двадцатом веке, при проведении реставрационных работ (1934 — 1936) предположения, сделанные ранее историком Роберто Лонги, подтвердились: картина действительно принадлежит кисти Рафаэля. И тут ученые столкнулись со следующей загадкой.Так выглядела картина Рафаэля до ее первой реставрации. В 1916 году итальянский искусствовед Джулио Канталамесса установил, что традиционные атрибуты Святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь, а также мантия, покрывающая плечи святой, и ее руки — дописаны поверх оригинала. Что же скрывалось под слоями краски?
Загадка вторая: непорочность или верность?
После того, как слои более поздней записи были сняты, реставраторы увидели дивную картину: Святая Екатерина превратилась в милую, нежную девушку, на коленях которой восседал… крошка-единорог, символ непорочности.Следующая реставрация была проведена в 1959 году. «Дама с единорогом» стала первым в истории полотном, для изучения которого был использован рентген. В процессе обнаружилось, что единорог также был дописан позднее. А изначально картина представляла собой изображение юной дамы с собачкой на руках.
Во времена Рафаэля изображение собаки на портрете считалась символом супружеской верности, а подобные портреты обычно заказывали по случаю свадьбы. Поскольку состояние картины было не самым лучшим, в 1959 году реставраторы решили оставить единорога нетронутым.
Загадка третья: история единорога
Для кого была написана картина и кто на ней изображен — остается неясным. Предполагают, что это молодая Маддалена Строцци, жена Аньоло Дони. Рисунок Рафаэля, хранящийся ныне в Лувре, искусствоведы рассматривают как набросок к портрету Маддалены.Загадка четвертая: жена флорентийца или любовница Папы Римского?
На наброске присутствуют колонны и парапет, чего нет на окончательном варианте портрета Маддалены Дони. Зато эти элементы есть на картине «Дама с единорогом» (или все-таки с собачкой?). Так к какому же произведению был сделан этот набросок?По еще одной версии, моделью Рафаэля была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа. Историки ссылаются на то, что родовой эмблемой семьи Фарнезе был именно единорог.
Роспись римского Палаццо Фарнезе кисти Доменикино выполнена сто лет спустя после создания Рафаэлем «Дамы с единорогом» и, предположительно, изображает Джулию Фарнезе. Поскольку самой Джулии к тому моменту уже давно не было в живых, интересно, каким изображением юной аристократки был вдохновлен Доменикино, создавая свой шедевр? Быть может, картиной Рафаэля?
Загадка пятая: влияние Леонардо - правда или вымысел?
Обучаясь в мастерской Пьетро Перуджино, Рафаэль перенимал все новые веяния в живописи того времени. Микеланджело и Леонардо да Винчи, безусловно, оказали свое влияние на молодого Санти — он стал изображать тела людей, соблюдая анатомические пропорции. Но вот что касается сравнения «Дамы с единорогом» и «Моны Лизы» — а многие отмечают схожесть колонн, парапета, пейзажа на заднем плане — тут реставраторы сказали свое веское слово.Оказывается, сам Рафаэль колонны и парапет не писал. Он выполнил фигуру женщины, пейзаж и небо. А дополнительные детали и собаку дописывал другой живописец. Предполагают, что это был Джованни Сольяни (1492 — 1544), ученик Лоренцо Креди.
Еще несколько десятков лет спустя собачка стала единорогом, и только в конце XVII века неизвестная дама превратилась в святую Екатерину.
В 2013 Фонд Моны Лизы в Цюрихе заявил, что «Айзелуортская Мона Лиза» — это не поздняя копия (как считалось ранее), а ранняя версия знаменитого полотна, написанная самим Леонардо. Как видим, колонны и парапет очень похожи на дополнения, внесенные в картину Рафаэля. Но сам Рафаэль их не делал, утверждают искусствоведы.
В 2015 году «Дама с единорогом» гастролировала по США. Ранее, в 2011 году знаменитую работу из собрания Галереи Боргезе показывали в в ГМИИ имени Пушкина, и к выставке был подготовлен видеоролик с рассказом о картине.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме