Рубеж XIX-ХХ веков — время, когда можно говорить о плакате Российской Империи как о сложившемся виде графического искусства. Но до этого периода был ряд предвестников, благодаря которым сегодня можно видеть знаменитые образцы дореволюционной рекламы. Искусство плаката до конца XIX века существовало несколько в другом виде, представляя собой социальную и политическую пропаганду на бумаге, различные листовки, раздаваемые глашатаями, указы и распоряжения.
Первые рекламные плакаты в Царской России
Знакомые всем образы из поэмы «Мертвые души» создал иллюстратор А.А. Агин. Именно он впервые занялся плакатами, рекламирующими книги. Он рисовал афишу, предлагавшую купить поэму Гоголя, при этом стилистически эти первые листовки были очень близки к самим иллюстрациям и не имели привычных современному зрителю элементов рекламы. Рисунки были созданы карандашом и тушью, а затем отпечатаны литографским способом.
Афиша с объявлением о подписке на издание "Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя Мертвые души"
Другим «прообразом» плаката, заслуживающим внимания, был призыв подписаться на «Листок для светских людей» — популярный журнал, посвященный моде. И иллюстрации в журнале и сам плакат были созданы В.Тиммом. Тема карикатур никогда не оставляла равнодушными ни художника, ни зрителя, и Н. Иевлев создал плакат, рекламирующий «Шутки художника» - юмористический журнал с шаржами.
Особой художественностью отличались плакаты для одного из значимых российских изданий — общественно-политической газеты «Нива». В журнале печатались такие авторы как Толстой, Лесков, Фет, Чехов, Блок, Есенин. Плакаты призывали подписаться на издание, изображали портреты писателей и героев их книг.
Другим «прообразом» плаката, заслуживающим внимания, был призыв подписаться на «Листок для светских людей» — популярный журнал, посвященный моде. И иллюстрации в журнале и сам плакат были созданы В.Тиммом. Тема карикатур никогда не оставляла равнодушными ни художника, ни зрителя, и Н. Иевлев создал плакат, рекламирующий «Шутки художника» - юмористический журнал с шаржами.
Особой художественностью отличались плакаты для одного из значимых российских изданий — общественно-политической газеты «Нива». В журнале печатались такие авторы как Толстой, Лесков, Фет, Чехов, Блок, Есенин. Плакаты призывали подписаться на издание, изображали портреты писателей и героев их книг.
Искусство плаката в России: общественное признание
Пик рекламного искусства пришелся на рубеж веков, плакат внедрился в жизнь и быт горожан. Это совпало с расцветом искусства модерна, оставившего свой след абсолютно во всех областях культурной жизни. Самые лучшие образцы рекламы выполнялись именно в этом стиле, что отразилось в общей эстетике, цветовом решении и композиции. В целом, плакат дореволюционной России сложно рассматривать в одном русле, так как наряду с настоящими шедеврами можно было найти примитивные безвкусные афиши.
Особое место в этот период занимает уличная вывеска, которая от незатейливой лубочности постепенно уходила в сторону шрифта. Уже в конце века, путешествующий по России французский критик Т. Готье, описывал улицы городов так: «Магазинные вывески, словно золотая вязь украшений, выставляют напоказ красивые буквы русского алфавита, похожие на греческие, которые можно использовать на декоративных фриза».
Внимание уделялось торговым знакам, которые были обязательны для всех дельцов, а особым изыском и модной тягой к ориентальности отличались логотипы чаеторговцев.
В 1897 году произошло официальное «признание» рекламного плаката как одного из видов искусства, благодаря Международной выставке афиш в Санкт-Петербурге. Интересно, что на ней присутствовали большей частью работы зарубежных мастеров: из 700 афиш только 28 были выполнены в России. Посетители могли увидеть плакаты из 13 стран, но большинство экспонатов принадлежало Франции, США и Германии. Здесь были представлены такие «столпы» плакатного искусства, как А. Муха и А. Тулуз-Лотрек. На их фоне было очевидным, что отечественный графический дизайн еще не достиг своего расцвета.
Это событие послужило своеобразным толчком для художников, считавших афиши достоянием улиц, скучного быта и коммерции. Многие приняли новый вид искусства и поняли его, другие просто последовали за новым витком моды. Так или иначе, это было новое для России направление — художественная промышленность, поведшее за собой множество до сих пор невиданных работ высокого художественного вкуса.
В целом, плакаты, создаваемые в конце XIX века можно разделить на несколько направлений. Социально-политическое — наиболее раскрывшее себя в военной и благотворительной тематиках. Хорошим примером может служить афиша Бакста «Большой благотворительный базар кукол» (1899 г.), где вызывая филантропические чувства, автор не забыл привнести излюбленную экзотику и ориентализм.
В целом, плакаты, создаваемые в конце XIX века можно разделить на несколько направлений. Социально-политическое — наиболее раскрывшее себя в военной и благотворительной тематиках. Хорошим примером может служить афиша Бакста «Большой благотворительный базар кукол» (1899 г.), где вызывая филантропические чувства, автор не забыл привнести излюбленную экзотику и ориентализм.
Продажа военных плакатов
Зрелищное направление — это афиши, выставки, культурные и промышленные мероприятия. И наиболее запоминающееся для многих — это торговое. Здесь можно вспомнить знаменитую рекламу кондитерского дома «Абрикосов и сыновья», шоколада «Эйнем», а также утонченно-чувственные женские фигурки с плакатов парфюмерного дома «А. М. Жуковъ». Умение обращаться к совершенно разным слоям населения рекламных постеров «Брокаръ и К°» привлекало к парфюмерному производителю и высший свет и сельских жителей. В царское время активно рекламировались папиросы и табачные изделия, делая процесс курения максимально привлекательным и эстетичным.
Зрелищное направление — это афиши, выставки, культурные и промышленные мероприятия. И наиболее запоминающееся для многих — это торговое. Здесь можно вспомнить знаменитую рекламу кондитерского дома «Абрикосов и сыновья», шоколада «Эйнем», а также утонченно-чувственные женские фигурки с плакатов парфюмерного дома «А. М. Жуковъ». Умение обращаться к совершенно разным слоям населения рекламных постеров «Брокаръ и К°» привлекало к парфюмерному производителю и высший свет и сельских жителей. В царское время активно рекламировались папиросы и табачные изделия, делая процесс курения максимально привлекательным и эстетичным.
Такие плакаты являются прямыми последователями европейского Art Nouveau, с его аристократичностью, вниманием к каждой детали и тонкими цветовыми оттенками. По сути это были модные, сентиментальные изображения, использующие актуальные для конца века приемы. Плакатисты создавали яркие, запоминающиеся образы, ставшие символом эпохи, но не всегда могли визуально совместить творчество и финансовый успех предпринимателя.
Автор: Людмила Лебедева