Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Впервые за последние 30 лет в Италии представлена масштабная выставка провокационных художников«Новая объективность: современное немецкое искусство в Веймарской Республике,1919−1930 годы». Отто Дикс,Макс Бекман,Георг Гросс… Культовые немецкие модернисты и имена,лишь ныне ставшие«открытием» — в рамках Венецианского биеннале в музее Коррер открыта экспозиция,проливающая свет на тенденции в искусстве эпохи расцвета Веймарской Республики.
Один из самых неоднозначных и экспериментаторских периодов в культурном развитии Германии представлен в большой экспозиции,включающих 140 работ: картины,фотографии и рисунки 43 немецких художников,многие из которых почти неизвестны в Италии и США. Выставка организована Музеем искусств округа Лос-Анджелес(LACMA) и Фондом государственных музеев Венеции.
Среди представленных художников,есть и ключевые фигуры: Отто Дикс,Георг Гросс,Кристиан Шад,Август Зендер и Макс Бекман. Кроме знаменитостей художественного мира этого периода,в экспозиции представлены работы малоизвестных широкой публике художников,но именно они ярко дополняют картину эпохи. Ганс Финслер,Георг Шримф,Генрих Мария Даврингхаузен,Карл Гросберг,Энне Бирман — тревожное искусство на переломе истории.
Георг Гросс«Босс», 1922.
«В пяти тематических разделах собраны свидетели беспорядочного мироустройства,национальных конфликтов,территориального и геополитического искажения мира» — говорит Окуи Энвезор,куратор Венецианского биеннале.
Веймарская республика существовала всего 14 лет,но это были годы взлетов и падений,инноваций и возвращения к классицизму,экспериментов и обращения к старым формам. Ускорение темпа жизни,стремительное развитие технического прогресса и появление определения«массовая культура» повлияли на формирование особого взгляда на мир у немецких художников периода с 1919 по 1930 годы. Германия,потрясенная тяжелым экономическим и социальным кризисом,тяготеет к порядку и классическим техникам в живописи,но темы кардинально новые.
В это время возникает движение«Новая вещественность» — возвращение к «предметности» в темах работ. Термин в широкий обиход ввел художник Густав Хартлауб,который делил это течение на два направления: «квазилистическое» — обращение к темам классической итальянской живописи и темам Руссо,и направление,которое проявляли«веристы» — представители нового поколения дадаистов.
Открывает экспозицию первый блок выставки под названием«Демократическая жизнь и последствия войны». Картины сразу ошеломляют своей откровенностью и грубой правдоподобностью. Только закончилась первая мировая война,и немецкие улицы наполнены калеками,нищими,изувеченными детьми-попрошайками и проститутками. Название раздела экспозиции намекает на противопоставление еще недавно провозглашенных идеалов равенства и шокирующих последствий войны. «Фаворитами» этой части выставки,конечно же,выступают Вильгельм Генрих,Отто Дикс и Макс Бекман с их работами,будто кричащими о боли и надломе…
Второй раздел экспозиции«Город и природные пейзажи» показывает диспропорцию между растущем интересе к урбанистическим,«жестким» сюжетам,и ностальгии по сельской идиллии. В третьей части«Товары и продукты» можно проследить актуальную тему массового потребления,которые с легкостью«вписываются» в классический по типу натюрморт.
«Человек и машина», — под таким названием представлены попытки художников придать«человеческий» облик быстрорастущим темпам индустриализации. Последняя,пятая часть экспозиции«Тип и портретная живопись», показывает новое направление в жанре портрета,где«вещи определяют человека»: предметы символизируют принадлежность людей к тому или иному социальному классу.
«Без сомнений,новая объективность,созданная художниками этого времени,использует образы,которые поражают современность… И без которых невозможен подлинный портрет общества бурной Веймарской республики». Габриэла Белли,директор фонда музеев Венеции.
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с Офтальмологическими моделями(Herbert Ploberger,Self-Portrait with Ophthalmological Models), 1928−30,холст,масло,50×40 см,Städtische Galerie im Lenbachhaus und Kunstbau,Мюнхен.
«Исследования этого периода дают возможность раскрыть еще одну главу современного немецкого искусства. Художники с разным прошлым и с разным опытом,от „звезд“ до малознакомых за пределами Германии живописцев,искали возможность запечатлеть и даже разоблачить эмоции окружающего их мира» — рассказывает Стефани Баррон,куратор выставки и главный куратор Музея искусств округа Лос-Анджелес.
Специально к выставке организаторы создали красочный каталог,в котором детально описывается не только представленные полотна,но и исследуется влияние общественных процессов Веймарской республики на развитие немецкой культуры.