Музей Ашмола в Великобритании приглашает посмеяться от души и поразмыслить над парадоксами истории: к 200-летию со дня смерти выдающегося английского карикатуриста Джеймса Гилрея устроена грандиозная выставка «Любовь зла: Карикатуры Джеймса Гилрея». От моды до семьи и брака — полюбишь ты иронию, однако! А вот Наполеон грозился Гилрея повесить… За что?!
За свою успешную карьеру художник создал более тысячи «злободневных» рисунков. В экспозиции представлены 60 лучших из них, датируемых с 1778 по 1808 год.
На холмах Уэльса были замечены чары
«Мы привыкли к карикатурам, которые разделяют публичное и личное, политическое и частное. На этой выставке я хочу подчеркнуть тему дружбы, любви и политики как единое целое, чтобы лучше понять, насколько многоплановой и сложной фигурой в художественном мире был Джеймс Гилрей» — рассказывает куратор выставки Тодд Портерфилд (Todd Porterfield).
Триумфальное прибытие посла мира в Париж. 1796
Мастер сатиры и изящного рисунка, по воспоминаниям современников, был совсем не хохмачом — эстетом, а, наоборот — грубоватым, циничным, и. пошловатым во вкусах. Словом, личность очень интересная!
Французская свобода и Британское рабство. 1792
Интересно, что сказал бы Фрейд, глядя на рисунки и знакомясь с моментами биографии художника?
Детские годы тот провел в совсем невеселой обстановке — в домике при кладбище, где его отец-калека работал сторожем. Сначала юноша пошел учится на гравера, но ему это быстро наскучило и он сбежал из дома с труппой бродячих артистов. Но Джеймс все равно вернулся к рисованию, поступил учиться в Лондонскую Королевскую Академию художеств, где изучал мастерство гравюры.
«Пилад и Орест» 1797.
«Пилад и Орест» 1797.
В XVIII веке на британских землях пышным цветом расцвела политическая сатира. Подспорьем к развитию этого жанра, в то в то время стала противоречивая и сумбурная политика правящего британского класса. В противостоянии олигархической власти виггов и оппозиции — карикатура была любимым оружием и тех и других.
На волне насмешек и презрения созданной правящими классами Британии и возникают первые карикатуры Джеймса Гилрея. Первым, кто оценил талант молодого художника была владелица журнальной лавки Ханна Хамфри, с которой у молодого художника были не только деловые отношения. Предприимчивая английская дама сдавала «напрокат» целые альбомы с карикатурами Гилрея. Веселье временного владельца альбома было обеспечено на сто процентов, ведь на ярких картинках в пикантных ситуациях и с забавными ремарками фигурировали: любящий ночные похождения принц Уэльский, премьер-министр Уильям Питт в виде гриба в навозной куче, или королева Шарлотта «топлесс».
Звездные близнецы, Кастор и Поллукс. 1799
Вот так выглядела лавочка мисс Хамфри, где она успешно распостраняла карикатуры Гилрея.
Это один из самых скандальных и знаменитых «острых» рисунков Джеймса Гилрея, датируемый 1792 годом. Тонкая по смыслу и непристойная работа художника с комментарием «Контрасты моды, или Башмачок герцогини пал перед величием герцогской ступни» намекает на Елизавету Ульрику, одну из придворных дам, которая мстила своему мужу — племяннику короля, — за измены той же монетой, одаривая вниманием самую пеструю мужскую публику, от дворцовых музыкантов до военных. Скандал был настолько громкий, что в то время публика безошибочно определяла по карикатуре, о чем (и о ком) идет речь.
Контрасты моды, или Башмачок герцогини пал перед величием герцогской ступни. 1792
Сюжеты из личной жизни придворных короля и знатных особ проходят на фоне великих политических потрясений — Великой французской революции и наполеоновских войн. Смешно (грешно) сказать — сюжеты для карикатур!
«О, Египт! О, Санто-Доминго! Мальта! Лондонские газеты! Отмщение! Приди, огонь и меч! О. британская торговля! Дьявол!..» Наполеон
Наполеон — отдельная тема в веренице карикатурных персонажей художника. Одну из его работ о французском императоре до сих пор считают чуть ли не известнейшей политической карикатурой всех времен и народов. Речь идет о работе «Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином» 1805 года. На ней премьер-министр Великобритании Питт и Наполеон делят мир: Англия отрезает себе мировой океан, а Франция — Европу.
Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином. 1805
Сам Наполеон Бонапарт не раз обещал повесить художника Джеймса Гилрея, но, казалось, такие заявления только подзадоривали художника на создание еще более изощренных сатирических рисунков о французском императоре.
Наполеон в роли пекаря, выпекающего новую аристократию из своих родственников и приближенных.
«Наполеон на ладони английского короля Георга III"
Англичане при виде этой карикатуры сразу вспоминали роман Свифта «Путешествие в Лилипутию».
Кроме британских правителей, «под горячую руку» Гилрея попадали и обыватели, и модники. ОБраз «денди» как будто специально был создан для разжигания «аппетита» карикатуристов: огромные золотые и серебряные пряжки на башмаках, крошечная шапочка и завитый парик… Только взгляните на «Чудище 1799 года»!
Доставалось от карикатуриста и дамским туалетам, вернее, слепому следованию моде, когда единый фасон «одолевал» дам всех мастей, фигур и возрастов. Платья новых фасонов с широким декольте, перья и тюрбаны — все эти новые веяния стали предметом целого цикла карикатур.
Чудища. 1799
Несмотря на свой едкий сарказм Гилрей был любимчиком публики, и за все время своего творчества его арестовали всего раз, да и тогда в тюрьму не посадили.
На рауте леди Годивы. 1796
Современник Гилрея французского происхождения писал: «Пока на континенте сражаются с корсиканским бандитом, в Лондоне бьются за то, чтобы оказаться первыми в магазине и увидеть новые карикатуры Гилрея».
Следование моде
Лучшие примеры английского юмора на выставке «Любовь зла: Карикатуры Джеймса Гилрея», в Музее Ашмола Оксфордского университета в Великобритании можно увидеть до 21 июня по адресу: Beaumont Street, Oxford OX1 2PH, Великобритания.
Заглавная картина «Подагра», 1799
Заглавная картина «Подагра», 1799