войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Сарказм по-английски: карикатуры Джеймса Гилрея к 200-летней годовщине

Музей Ашмола в Великобритании приглашает посмеяться от души и поразмыслить над парадоксами истории: к 200-летию со дня смерти выдающегося английского карикатуриста Джеймса Гилрея устроена грандиозная выставка «Любовь зла: Карикатуры Джеймса Гилрея». От моды до семьи и брака — полюбишь ты иронию, однако! А вот Наполеон грозился Гилрея повесить… За что?!
Сарказм по-английски: карикатуры Джеймса Гилрея к 200-летней годовщине
За свою успешную карьеру художник создал более тысячи «злободневных» рисунков. В экспозиции представлены 60 лучших из них, датируемых с 1778 по 1808 год.
Сарказм по-английски: карикатуры Джеймса Гилрея к 200-летней годовщине
На холмах Уэльса были замечены чары
На холмах Уэльса были замечены чары
«Мы привыкли к карикатурам, которые разделяют публичное и личное, политическое и частное. На этой выставке я хочу подчеркнуть тему дружбы, любви и политики как единое целое, чтобы лучше понять, насколько многоплановой и сложной фигурой в художественном мире был Джеймс Гилрей» — рассказывает куратор выставки Тодд Портерфилд (Todd Porterfield).
Триумфальное прибытие посла мира в Париж. 1796
Триумфальное прибытие посла мира в Париж. 1796
Мастер сатиры и изящного рисунка, по воспоминаниям современников, был совсем не хохмачом — эстетом, а, наоборот — грубоватым, циничным, и. пошловатым во вкусах. Словом, личность очень интересная!
Французская свобода и Британское рабство. 1792
Французская свобода и Британское рабство. 1792
Интересно, что сказал бы Фрейд, глядя на рисунки и знакомясь с моментами биографии художника?
Детск

Интересно, что сказал бы Фрейд, глядя на рисунки и знакомясь с моментами биографии художника?
Детские годы тот провел в совсем невеселой обстановке — в домике при кладбище, где его отец-калека работал сторожем. Сначала юноша пошел учится на гравера, но ему это быстро наскучило и он сбежал из дома с труппой бродячих артистов. Но Джеймс все равно вернулся к рисованию, поступил учиться в Лондонскую Королевскую Академию художеств, где изучал мастерство гравюры.

«Пилад и Орест» 1797.

В XVIII веке на британских землях пышным цветом расцвела политическая сатира. Подспорьем к развитию этого жанра, в то в то время стала противоречивая и сумбурная политика правящего британского класса. В противостоянии олигархической власти виггов и оппозиции — карикатура была любимым оружием и тех и других.
Сарказм по-английски: карикатуры Джеймса Гилрея к 200-летней годовщине
На волне насмешек и презрения созданной правящими классами Британии и возникают первые карикатуры Джеймса Гилрея. Первым, кто оценил талант молодого художника была владелица журнальной лавки Ханна Хамфри, с которой у молодого художника были не только деловые отношения. Предприимчивая английская дама сдавала «напрокат» целые альбомы с карикатурами Гилрея. Веселье временного владельца альбома было обеспечено на сто процентов, ведь на ярких картинках в пикантных ситуациях и с забавными ремарками фигурировали: любящий ночные похождения принц Уэльский, премьер-министр Уильям Питт в виде гриба в навозной куче, или королева Шарлотта «топлесс».
Звездные близнецы, Кастор и Поллукс. 1799
Звездные близнецы, Кастор и Поллукс. 1799
Вот так выглядела лавочка мисс Хамфри, где она успешно распостраняла карикатуры Гилрея.




Вот так выглядела лавочка мисс Хамфри, где она успешно распостраняла карикатуры Гилрея.


Это один из самых скандальных и знаменитых «острых» рисунков Джеймса Гилрея, датируемый 1792 годом. Тонкая по смыслу и непристойная работа художника с комментарием «Контрасты моды, или Башмачок герцогини пал перед величием герцогской ступни» намекает на Елизавету Ульрику, одну из придворных дам, которая мстила своему мужу — племяннику короля, — за измены той же монетой, одаривая вниманием самую пеструю мужскую публику, от дворцовых музыкантов до военных. Скандал был настолько громкий, что в то время публика безошибочно определяла по карикатуре, о чем (и о ком) идет речь.
Контрасты моды, или Башмачок герцогини пал перед величием герцогской ступни. 1792
Контрасты моды, или Башмачок герцогини пал перед величием герцогской ступни. 1792
Сюжеты из личной жизни придворных короля и знатных особ проходят на фоне великих политических потряс

Сюжеты из личной жизни придворных короля и знатных особ проходят на фоне великих политических потрясений — Великой французской революции и наполеоновских войн. Смешно (грешно) сказать — сюжеты для карикатур!

«О, Египт! О, Санто-Доминго! Мальта! Лондонские газеты! Отмщение! Приди, огонь и меч! О. британская торговля! Дьявол!..» Наполеон

Наполеон — отдельная тема в веренице карикатурных персонажей художника. Одну из его работ о французском императоре до сих пор считают чуть ли не известнейшей политической карикатурой всех времен и народов. Речь идет о работе «Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином» 1805 года. На ней премьер-министр Великобритании Питт и Наполеон делят мир: Англия отрезает себе мировой океан, а Франция — Европу.
Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином. 1805
Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином. 1805
Сам Наполеон Бонапарт не раз обещал повесить художника Джеймса Гилрея, но, казалось, такие заявления только подзадоривали художника на создание еще более изощренных сатирических рисунков о французском императоре.
Наполеон в роли пекаря, выпекающего новую аристократию из своих родственников и приближенных.
Наполеон в роли пекаря, выпекающего новую аристократию из своих родственников и приближенных.
«Наполеон на ладони английского короля Георга III"

Англичане при виде этой карикатуры сразу вспомин



«Наполеон на ладони английского короля Георга III"

Англичане при виде этой карикатуры сразу вспоминали роман Свифта «Путешествие в Лилипутию».

Кроме британских правителей, «под горячую руку» Гилрея попадали и обыватели, и модники. ОБраз «денди» как будто специально был создан для разжигания «аппетита» карикатуристов: огромные золотые и серебряные пряжки на башмаках, крошечная шапочка и завитый парик… Только взгляните на «Чудище 1799 года»!

Доставалось от карикатуриста и дамским туалетам, вернее, слепому следованию моде, когда единый фасон «одолевал» дам всех мастей, фигур и возрастов. Платья новых фасонов с широким декольте, перья и тюрбаны — все эти новые веяния стали предметом целого цикла карикатур.
Чудища. 1799
Чудища. 1799
Несмотря на свой едкий сарказм Гилрей был любимчиком публики, и за все время своего творчества его арестовали всего раз, да и тогда в тюрьму не посадили.
На рауте леди Годивы. 1796
На рауте леди Годивы. 1796
  • Три грации на сильном ветру. 1810
  • Уединенное свидание. 1810
Современник Гилрея французского происхождения писал: «Пока на континенте сражаются с корсиканским бандитом, в Лондоне бьются за то, чтобы оказаться первыми в магазине и увидеть новые карикатуры Гилрея».
Следование моде
Следование моде
Лучшие примеры английского юмора на выставке «Любовь зла: Карикатуры Джеймса Гилрея», в Музее Ашмола Оксфордского университета в Великобритании можно увидеть до 21 июня по адресу: Beaumont Street, Oxford OX1 2PH, Великобритания.

Заглавная картина «Подагра», 1799