Внушительное художественное собрание Эпсли-хауса, лондонской резиденции герцогов Веллингтонов, впечатляет именами: Веласкес, Рубенс, Лоррен, Корреджо, Гойя… А теперь реставратор обнаружила еще и бесспорные доказательства того, что полотно из коллекции принадлежит кисти великого Тициана, а не безымянного последователя!
Момент был ошеломляющий: реставратор Элис Тейт-Харт (Alice Tate-Harte) аккуратно счистила верхний слой лишней темной краски и пыли и вдруг открыла буквы — «TITIANUS»! Такое бывает раз в жизни, так что она кинулась звонить мужу (рядом — никого): надо же было поделиться открытием хоть с кем-то!
Картина была известна под названием «Любовница Тициана» — считалось, что она была нарисована последователем после смерти художника в 1576 году. На публике полотно не появлялось «столетиями», как пишут в The Guardian — чуть ли не с тех времен, как было добыто-награблено из Испанской королевской коллекции и привезено в Лондон в 1813 году. Речь идет о работах, захваченных герцогом Веллингтоном в стане брата Наполеона после битвы при Витории. Картину планировали выставить этим летом, и поэтому реставрировали. Теперь ее покажут уже с именем автора: Тициан!
Какая ирония — герцог владел тремя подлинниками Тициана, не зная об этом! Все они считались копиями, авторство приписывали последователям. Ранее реставрация, проведенная специалистами Кембриджа (Hamilton Kerr Institute in Cambridge) указала на авторство Тициана работы «Юная женщина, держащая гирлянду из роз» (Young Woman Holding Rose Garlands) — картина хранится в фамильной коллекции наследников герцога. Вторая картина, изображающая Данаю, находится в музее Прадо. Ну, а теперь еще и третья «возвысилась в статусе», став подлинником кисти великого художника.
Все три работы Тициана покажут этим летом в Эпсли-хаус (Apsley House), а если быть точными, то даже и четыре: рентген показал наличие еще одной, совершенно другой работы под «Любовницей Тициана». Так что открытия — «два в одном»!
Источник, фото — The Guardian