Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Портрет Валли Нойциль» не так уж давно снова вместе с автопортретом Эгона Шиле в коллекции Музея Леопольда: пара рассталась,портреты — остались. Скандальная прижизненная репутация Эгона Шиле словно преследует и его работы: в наши дни закрутилось дело о спорном наследстве. Его итог(и не только!) представлен на особой выставке в Вене: публика с упоением узнает подробности романа в картинах,разглядывая гениальные непристойности,и переживает о судьбе его героини.
Даже в наш откровенный век перед просмотром видео на YouTube вас предупредят о нецензурных изображениях. И вам придется с этим согласиться! Не только для просмотра видео,но и для экскурса в его творчество. Шиле — гений. А его роман с Валли — история.
Она была моделью Климта(«и,видимо,любовницей», как нередко добавляют). Он — благоговел перед Мастером,который к тому же так отозвался о его работах — мол,в них«есть талант и… даже слишком много таланта». Климт помогал Шиле — представлял заказчикам и даже сам покупал рисунки. Знакомил и с моделями.
Эгон Шиле встретил 17-летнюю Валли Нойциль(Валери Нойзель) в 1911 году. Теперь это его любовница,муза и «модель для лучших работ», по мнению искусствоведов.
«Но очень уж юна» — судачат в Крумау(мы знаем его как чешский городок Чески Крумлов), родном доме матушки Эгона,где Шиле снял дом. И… рисовал обнаженных натурщиц. Пришлось уехать в Нойленгбах,но и там — скандал! По доносу недовольных нравами,царящими в студии(«неблагополучные подростки» в изобилии — ее атрибут), или же из-за того,что Шиле рисовал обнаженную Валли в саду,не слишком скрытом от досужих глаз,полиция устроила обыск. И обнаружила у Шиле более ста рисунков,которые расценили как«порнографические».
Последовало обвинение в растлении несовершеннолетней и судебный процесс,после которого художник,отделавшись формальной виной в хранении порнографии,провел в тюрьме еще три дня вдобавок к «досудебным» двадцати одному.
Шиле возвращается в Вену и становится модным художником,но заметно охладевает к спутнице. А тут еще и парочка юных барышень«под боком» — это дочки слесаря,владельца мастерской,живущего в доме рядом,как пишут — «представители среднего класса», в отличие от простолюдинки Валли. Шиле общался с обеими,но увлекся одной — Эдит. И с 2015 года пожелал расстаться с Нойциль,впрочем,«великодушно» вручив ей письмо на их последней встрече в местном кафе Eichberger,где часто играл в бильярд. Он предлагал порой ездить в отпуск вместе,без Эдит. Валли отказалась…
Присоединившись к миссии Красного Креста,медсестра Нойциль умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации перед Рождеством 1917 года. Когда Шиле об этом узнал,то сменил название одной из своих картин: «Мужчина и девушка» отныне — «Смерть и девушка».
А Шиле и Эдит поженились тогда,в 1915. Однако судьба их оказалась столь же трагичной: в Вене,в 1918,пару настигла ранняя смерть от испанки. Эдит была беременна. Шиле было двадцать восемь.
Портреты Эгона и Валли(Уолли) - рядом в музее Леопольда.
Знаменитый австрийский коллекционер Рудольф Леопольд был большим поклонником искусства Эгона Шиле,собрав около 250 работ художника. В 1994 г. права собственности на всю огромную коллекцию Леопольд передал субсидируемому государством частному Фонду Леопольда. Да с нюансом: Австрия заплатила 160 миллионов евро и построила музей для коллекции,открыв его в 2001 в музейном квартале Вены. Кстати,выигрышное решение: народ с тех пор в музей валит толпой. Многие стремятся увидеть знаменитые парные портреты,Валли и автопортрет Шиле.
Именно«Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Валли»(1912) спровоцировал представителей 44 стран подписать Вашингтонские положения 1998 года о процессах проведения реституций.
Г-жа Элизабет Леопольд: картина вернулась!
Итак,картина из коллекции Леопольда в 1997 г. едет на выставку в музей МоМА(США). Там ее видят члены семьи австрийского арт-дилера г-жи Леи Бонди Ярай(Lea Bondi Jaray), которая бежала из Австрии в 1937(или в 1939) году из-за своего еврейского происхождения. Ее галерею конфисковали нацисты. А когда Лея,вернувшаяся в Австрию в 1946 г., позже попыталась вернуть картину — дело запуталось. В нем фигурировала национальная галерея Бельведер(там хранилась тогда картина), и… Рудольф Леопольд,который обещал помочь в этом деле. Как уверяют наследники,умолчав о том,что работа уже принадлежит ему. Версия самого Леопольда отличалась. Так что после выставочных«гастролей» картина оставалась в США долгие годы,пока шли разбирательства. Судебная тяжба тянулась более 10 лет и завершилась еще при жизни коллекционера вердиктом: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
останется в коллекции Леопольда,но сумма компенсации — 19 миллионов долларов.
Ради этого на аукцион Sotheby’s в 2011 году выставили другую замечательную работу Шиле — «Дома с пестрым бельем. Пригород II» также из коллекции Леопольда. Ее провенанс был безупречен и чист,и картину купли за 40 миллионов.
А о перипетиях юридических разбирательств по поводу портрета Валли Нойциль сняли целый документальный фильм.
Такова«двойная» история Валли Нойциль — музы Шиле и картины. В нынешней экспозиции собраны интересные материалы вокруг обеих. Эскизы,тетради Шиле,письма,документы… Все,чтобы факты вызывали размышления и комментарии посетителей.