Любопытная история всплыла накануне 50-летия Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), которое отмечается в этом месяце. Арт-критик Уильям Паундстоун (William Poundstone) опубликовал расследование, в котором задался вопросом: что случилось с картиной Франсиско Гойи, написанной в начале 19-го века и пропавшей из музейных каталогов в конце 1970-х? Блогер уверен, что полотном незаконно владела Имельда Маркос — вдова диктатора Филиппин, которую иногда называют «Стальной бабочкой».
Картина под названием «Маркиза де Санта-Круз в образе Музы» часто появлялась в ранних статьях о музее вместе с фотографиями, на которых роскошно одетые патроны учреждения общались на фоне холста. Однако примерно в 1977 году упоминания о нём исчезли из путеводителя по LACMA.
Паундстоун и сотрудники музея обнаружили, что картина, возможно, стала частью коллекции произведений искусства, которую правительство Филиппин в 2014 году изъяло у бывшей первой леди страны Имельды Маркос — вдовы диктатора Фердинанда Маркоса и владелицы впечатляющей коллекции из 2700 пар обуви. Есть от чего потерять челюсть.
На фото Стива Тироны (Steve Tirona) очень хорошо видно полотно, о котором идёт речь. Снимок, конечно, постановочный: криво висящая картина, пулевое отверстие в зеркале, трон, на котором восседает «Стальная бабочка», и бриллиантовые зубы у собаки — весь этот кич рекламирует модный интернет-магазин внука Имельды. Но Паундстоун не сомневается, что «Маркиза» именно та самая, из музея в Лос-Анджелесе.
Почему лос-анджелесский музей избавился от шедевра, достоверно неизвестно. Скорее всего, из-за сомнений в его подлинности. Некоторые критики заявили, что эта картина «ничего общего с Гойей не имеет», копию делал даже не испанец, а какой-то французский художник 18-го века.
Ещё и герцог Веллингтон, который продал полотно музею, признался, что оно не входило в число его любимых.
Таким образом, в конце 1977 года «Маркизу де Санта-Круз в образе Музы» отправили в Лондон — дилеру, который заявил, что у него есть покупатель, готовый выложить за неё 750 тыс. долларов. Однако затем он сообщил, что сделка не состоится и предложил за полотно лишь 350 тысяч. Музей согласился на эту цену, но только в середине 1980-х получил известие, что оно переправлено Маркосу.
На стене слева — картина «Маркиза де Санта-Круз в образе Музы»
В прошлом году картина была изъята правительством Филиппин — в числе прочих, приобретённых якобы за счёт украденных у государства средств. Имельда Маркос заявляла о необходимости создания энциклопедической коллекции мирового класса для филиппинцев. Но, похоже, шедевры Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Эль Греко, Веласкеса, Ван Гога, Пикассо и других гениев живописи, купленные по бросовым ценам, в итоге оседали в её частных резиденциях.
Директор музея Метрополитен в Маниле Артуро Луз (Arturo Luz) утверждает: «Она приходила и забирала что хотела и когда хотела — даже среди ночи. Никакого учёта не велось, никаких вопросов не задавалось».
Имельда Маркос известна своей слабостью к туфлям. В её коллекции насчитывалось 2700 пар обуви
В этой истории множество «белых пятен». И самое большое из них — действительно ли «Маркизу де Санта-Круз в образе Музы» написал Гойя, или это всё же копия? Но ответить на этот вопрос невозможно: после изъятия полотно снова исчезло. Быть может его поместили в полицейское хранилище, а может забрал себе очередной чиновник — любитель прекрасного. К счастью, в музее Прадо в Испании с 1986 года на обозрение публики выставлен улучшенный вариант картины, некогда принадлежавший британскому аристократу лорду Уимборну.
Портрет
маркизы де Санта-Круз кисти Гойи, музей Прада
А Имельда Маркос, 24 года назад триумфально вернувшаяся на родину из изгнания, прекрасно чувствует себя в местной политике. В 2013 году 85-летняя «туфельная королева» была переизбрана на своё место в Палате представителей — несмотря на обвинения в коррупции, выдвинутые против неё.