В Московском музее современного искусства проходит первая и долгожданная ретроспектива одного из ярчайшего представителя нонконформизма. Выставка «Владимир Немухин. Грани формализма» — это путешествие без границ. Еще и со спутницей: в том же зале ценители современного искусства могут увидеть картины Лидии Мастерковой собранные под общим названием «Лирическая абстракция».
Картина «Весна в городе» (1958), вынесенная нами в заглавие анонса, — просто завораживает! Посетители выставки не остаются равнодушными к этой таинственной, зыбкой реальности Немухина. Вернее — к одной из ее граней.
Лабиринт
1996, 30×29 см
Владимир Немухин вместе с Оскаром Рабиным и другими коллегами по цеху из «Лианазовской группы» перевернул все представления о советском искусстве.
Вот выдержка из официального анонса выставки на сайте музея: «Радикальный художественный язык Владимира Немухина (р. 1925) был близок западноевропейскому искусству того времени, за что он был отчислен из Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Однако, несмотря на официальные запреты его искусство вызывало большой интерес у нового поколения любителей искусства, появившегося в условиях «оттепели».
Звездный огонь
1992, 118×130 см
Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и по темам. Более сотни полотен и скульптур позволяют увидеть интересный и яркий путь художника в искусстве — как все менялось, преображалось, развивалось, перекликалось с 1950-х годов по сегодняшний день. Гостей вернисажа ждет сюрприз — специально подготовленные скульптуры, которые будут представлены впервые. Собрать такую экспозицию помогли музеи и частные фонды: работы предоставлены из Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Tsukanov Family Foundation, фонда AVC Charity и частных коллекций и собраний.
Бубновый валет
1989
Лейтмотив, по которому безошибочно можно узнать руку мастера — игральные карты. Часто мистические пики и любимые бубны видны зрителю в самом центре картины, а иногда художник играет со зрителем и прячет свои карты в едва заметные штрихи центральных деталей.
Бубновая девятка
1965, 80×100 см
«Советский период» творчества Немухина неразрывно связан с Лидией Мастерковой. Сначала она была его женой, творческим союзником, потом близким другом и единомышленником.
Как интересно (и забавно — нарочно или нет?) сказано во все том же анонсе вернисажа, «Родители Лидии отвели паре отделенную перегородкой треть комнаты, где художники в тесном диалоге развивали свое индивидуальное видение абстрактного искусства. В 1968 году Немухин и Мастеркова расстались, но взаимное влияние, которое они оказывали на формирование индивидуального художественного стиля друг друга до сих пор является одним из ярчайших примеров творческого союза в русском искусстве.»
Композиция
1965, 99 см
Выставка «Владимир Немухин. Грани формализма» и «Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция «проходят в одном зале ММОМА и доступны всем желающим до 31 мая, по адресу: Москва, Гоголевский бул., 10.
Заглавная картина статьи: Владимир Немухин «Весна в городе», 1958. Коллекция А. Лахмана
Заглавная картина статьи: Владимир Немухин «Весна в городе», 1958. Коллекция А. Лахмана