В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева гостит настоящий мэтр петербургских подмостков Михаил Шемякин с масштабным проектом «Художник и театр». Выставка позволяет не только заглянуть за кулисы в прямом смысле этого слова, но и увидеть все секреты того, как создаются блестящие спектакли.
Настоящая антология творчества известного петербуржского театрального художника знакомит поситителей со всей закулисной «кухней» балетов: «Щелкунчик», «Волшебный орех», «Метафизический балет», «Кроткая», «Весна священная», «Коппелия». Экспозиция состоит из макетов декораций, фантастических костюмов и масок, эскизов? по которым создавался волшебный мир балета для Мариинского театра и Национальных театров оперы и балета в Вильнюсе и Софии.
«Мои балеты в основном авторские: сам пишу либретто, работаю над декорациями, костюмами, над последней пуговицей на мундире. Иногда даже придумываю новые танцы», говорит художник.
Театральная стихия, показанная Шемякиным — это не просто набор «кирпичиков», из которых состоит представление, а еще и философское осмысление «нереальности», поданное по темам: смерть, театр, метафизические образы и… натюрморты!
«Мощное искусство Шемякина сродни театру, необычному и непредсказуемому. В этом театре, в котором изобилуют маски и так прихотливы пересечения линий, и так озадачивают краски, и столько кажущегося хаоса — на самом деле господствует внутренний порядок и разумная цель, и под масками обитают вполне доступные трагедии и вполне достойные надежды».
Б. Окуджава, Москва, 1989 г.
Эскиз костюма к балету С. Слонимского «Волшебный орех». Морской конек. 2005.
По словам Михаила Шемякина, очень часто его вдохновляет творчество великого немецкого сказочника Гофмана. Многослойность в образах от карнавального гротеска до образов Серебряного века представлена на выставке в самых необычных интерпритациях.
«Возможно, эта выставка будет не последняя, возможно мы увидим другие его пристрастия, другие его направления, чтобы иметь более полное представление об этом сложном, глубоком и интересном художнике," - делится впечатлениями директор Саратовского государственного музея им. Радищева Тамара Градскова.
Специально для выставки Михаил Шемякин воссоздал макет декораций балета «Копеллия» по произведению Гофмана «Песочный человек» - посетители видят, насколько сложная и многоплановая конструкция театрального пространства. Кстати, этот балет ни разу не показывали в театральной столице России — Санкт-Петербурге…
А для балета «Щелкунчик» Михаил Шемякин создал более 1000 эскизов!
Еще одной изюминкой экспозиции, являются фотографии карнавальных шествий, организованных самим художником в Венеции и Санкт-Петербурге. В этой части музыка сливается с живописью и театральным представлением. Причудливость, уродливость и фантастичность — образы, создаваемые петербургским маэстро, напоминают карикатуры, которые направлены на диалог со зрителем, на его понимание театральных архетипов.
«Мы все живем в театре, иногда комичном, иногда печальном, а в России — всегда с элементами и моментами Хармса» Михаил Шемякин
Творчество художника несомненно является одним из лучших примеров того, как современное искусство может приобретать разные формы выражения. Сам автор к концептуальному искусству относится с присущим ему филосфским юмором: «Я жил в Сохо. (Лондон) Галерея Лео Кастеля была напротив. Заглядываю в окно — там готовится выставка. Пустой зал, подставки для скульптур, и на одной стоит мешок с мусором. И вот я, искусствовед, художник, пялюсь в окно на эти мешки и на полном серьезе размышляю: это скульптура или просто кто-то из рабочих забыл вынести? Понимаете, создано целое метафизическое пространство: по ту сторону двери это мусор, но стоило его внести в зал галереи, а Кастелю объявить это высоким искусством — и мешок с мусором будет стоить сотни тысяч долларов».
…Ставшие отдельным крылат выражением, шекспировское «Весь мир — театр!» красной нитью проходит по тематике всей выставки. Увидеть почти живых персонажей театрального мира Михаила Шемякина можно на выставке «Художник и театр» в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева до 7 июня, по адресу: Саратов, ул. Радищева, 39.