Регистрация

Великолепный век или "Мир султана" на выставке в Брюсселе

Мне нравится3       0  

«Если б я был султан» на языке высокого искусства — так можно сказать о выставке, открывшейся в столице Бельгии. «Мир султана: Османское влияние в искусстве эпохи Возрождения» раскрывает тонкости турецкой культуры периода Османской империи и ее взаимоотношений с художественным миром Западной Европы. А среди «авторов» — Беллини, Дюрер, Тинторетто, Мемлинг, Веронезе… Турецкие султаны были частыми заказчиками портретов у европейских мастеров!

На выставке в Брюссельском Дворце изящных искусств показаны произведения Джентиле Беллини, Альбрехта Дюрера, Тинторетто, Мельхиора Лорка, Ганса фон Аахена, Ганса Мемлинга, Паоло Веронезе. В экспозиции выставки «Мир султана» представлено 160 картин и ценных предметов, среди которых — королевские ткани, научные приборы и инструменты, монеты, роскошные ковры. Все они датируются XV—XVII веками. Выставка живописных работ и предметов искусства некогда одной из могущественных империй в мире стала возможной благодаря поддержке Европейской комиссии.

Османский мир имел большое влияние на западных художников эпохи Возрождения. В 1453 году Константинополь был захвачен Османской империей и это знаменовало начало новой эры и закат Византийского периода. Но, несмотря на военные действия, обе стороны проявляли неподдельный интерес к культуре и нравам друг-друга. Выставка «Мир султана» разрушает многие стереотипы во взаимоотношениях турецкого мира и западной культуры того времени, и открывает новые факты о непростых отношениях европейцев и османов.

Тициан «Султана Росса»

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
«Впервые именно на выставке в Брюсселе, мы включили центрально- и восточноевропейские страны. Большинство выставок было сосредоточено на Италии, Германии и Нидерландах. Но сейчас мы показываем также, например, Венгрию и Польшу» — рассказывает куратор выставки Гвидо Месслинг.
В XVI веке Османский мир был для запада настоящим открытием и даже во время военных действий двусторонние торговые и культурные отношения продолжались. Особенно заинтересовались турецкой культурой западные художники, которые часто сопровождали официальные делегации. Кроме этого, турецкие султаны были частыми заказчиками портретов у европейских мастеров.
Джентиле Беллини. Портрет султана Мехмеда II Завоевателя


«Портрет султана Мухамеда II» был написан итальянским художником Беллини Джентиле, который специально приехал для этого в Константинополь. Говорят, что султан был настоящим эрудитом, хорошо образованным человеком и к тому же еще и писал стихи. Кроме этого, именно турецкий завоеватель ввел традицию оставлять портреты правителей Османской империи потомкам. Оцените смелость и прогрессивность поступка в то время — ведь в мусульманском искусстве изображения человека не встречаются.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
«На протяжении периода Возрождения художники западного мира писали тюрбаны османцев непропорционально больших размеров, таким образом они олицетворяли турецкую угрозу в воображении европейцев» — пишет в каталоге к выставке, писатель Элиф Шафак.
Восхищение и страх перед Османской империей еще долго будет будоражить фантазию художников от Рембранта и Делакруа до Матисса. Выставка «Мир султана: Османское влияние в искусстве эпохи Возрождения» является прекрасным примером того, насколько разнообразно искусство во все времена и как важно быть открытым для понимания всего нового и экзотического. Выставка открыта до 31 мая в Брюссельском Дворце изящных искусств по адресу: Rue Ravenstein 23, 1000 Brussels.

Заглавная картина статьи «Султан Бажезид І" кисти итальянского художника Паоло Веронезе.
Комментировать Комментарии
HELP