Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Если б я был султан» на языке высокого искусства — так можно сказать о выставке,открывшейся в столице Бельгии. «Мир султана: Османское влияние в искусстве эпохи Возрождения» раскрывает тонкости турецкой культуры периода Османской империи и ее взаимоотношений с художественным миром Западной Европы. А среди«авторов» — Беллини,Дюрер,Тинторетто,Мемлинг,Веронезе… Турецкие султаны были частыми заказчиками портретов у европейских мастеров!
На выставке в Брюссельском Дворце изящных искусств показаны произведения Джентиле Беллини,Альбрехта Дюрера,Тинторетто,Мельхиора Лорка,Ганса фон Аахена,Ганса Мемлинга,Паоло Веронезе. В экспозиции выставки«Мир султана» представлено 160 картин и ценных предметов,среди которых — королевские ткани,научные приборы и инструменты,монеты,роскошные ковры. Все они датируются XV—XVII веками. Выставка живописных работ и предметов искусства некогда одной из могущественных империй в мире стала возможной благодаря поддержке Европейской комиссии.
Османский мир имел большое влияние на западных художников эпохи Возрождения. В 1453 году Константинополь был захвачен Османской империей и это знаменовало начало новой эры и закат Византийского периода. Но,несмотря на военные действия,обе стороны проявляли неподдельный интерес к культуре и нравам друг-друга. Выставка«Мир султана» разрушает многие стереотипы во взаимоотношениях турецкого мира и западной культуры того времени,и открывает новые факты о непростых отношениях европейцев и османов.
«Впервые именно на выставке в Брюсселе,мы включили центрально- и восточноевропейские страны. Большинство выставок было сосредоточено на Италии,Германии и Нидерландах. Но сейчас мы показываем также,например,Венгрию и Польшу» — рассказывает куратор выставки Гвидо Месслинг.
В XVI веке Османский мир был для запада настоящим открытием и даже во время военных действий двусторонние торговые и культурные отношения продолжались. Особенно заинтересовались турецкой культурой западные художники,которые часто сопровождали официальные делегации. Кроме этого,турецкие султаны были частыми заказчиками портретов у европейских мастеров.
«Портрет султана Мухамеда II» был написан итальянским художником Беллини Джентиле,который специально приехал для этого в Константинополь. Говорят,что султан был настоящим эрудитом,хорошо образованным человеком и к тому же еще и писал стихи. Кроме этого,именно турецкий завоеватель ввел традицию оставлять портреты правителей Османской империи потомкам. Оцените смелость и прогрессивность поступка в то время — ведь в мусульманском искусстве изображения человека не встречаются.
«На протяжении периода Возрождения художники западного мира писали тюрбаны османцев непропорционально больших размеров,таким образом они олицетворяли турецкую угрозу в воображении европейцев» — пишет в каталоге к выставке,писатель Элиф Шафак.
Восхищение и страх перед Османской империей еще долго будет будоражить фантазию художников от Рембранта и Делакруа до Матисса. Выставка«Мир султана: Османское влияние в искусстве эпохи Возрождения» является прекрасным примером того,насколько разнообразно искусство во все времена и как важно быть открытым для понимания всего нового и экзотического. Выставка открыта до 31 мая в Брюссельском Дворце изящных искусств по адресу: Rue Ravenstein 23,1000 Brussels.
Заглавная картина статьи «Султан Бажезид І" кисти итальянского художника Паоло Веронезе.