Масштабная картина, которая с 1965 г. находилась в коллекции Художественного музея Института Карнеги (Carnegie Museum, Питтсбург, США) «официально» обрела свое авторство: Франсиско Гойя, дамы и господа! Столь ценный подарок поклонникам искусства, похоже, не из разряда сомнительных атрибуций: история связана с созданием мастером знаменитых фресок часовни Святого Антония Флоридского.
Серьезные исследования с привлечением специалиста, досконально знакомого с фресками работы Гойи в часовне Святого Антония Флоридского в Мадриде, позволяют отныне экспонировать картину с недвусмысленно обозначенным авторством. Работа (холст, масло, 66×278,1 см) некогда была куплена благодаря пожертвованию, как значится на сайте музея, «миссис Алан. М. Скафи и семьи» (Mrs. Alan M. Scaife and family).
Чудо Св. Антония
1798, 66×278.1 см
Свою работу над фресками Франциско Гойя завершил в 1798 году, а в процессе их создания, судя по всему, художник пользовался детально прорисованным полотном, оказавшимся в коллекции американского музея — его попросту не исследовали толком, и не относили к творениям великого испанца. Заглавная иллюстрация — лишь ее часть, смотрите и полное изображение сюжета «во всю длину», посвященного деяниям чудотворца Св. Антония Падуанского.
«Качество и манера письма, несомненно, говорят о кисти Франциско Гойи» — говорит г-жа куратор Луиза Липпинкот (Louise Lippincott), комментируя свежие исследования работы. Подобного нельзя ожидать от «всего лишь» копии его работы! Да это и не копия: различий между «музейной» работой и фресками — более, чем десять. Но это вполне нормально, если говорить о т.н. «модели» для итоговой работы. На углах полотна имеются 5 отверстий от гвоздей «времен оно» — мастер, видимо, размещал эту картину в часовне на доске, поглядывая на нее в процессе работы, изображая намеченный сюжет в некоторых вариациях.
Фреска часовни Св. Антония Флоридского, деталь 1
1798, 123×91 см
Налицо импровизация гения — но, оказывается, не экспромт! Важная деталь для истории сотворения столь значимого и известного шедевра.
…Полотно впечатляет. Как и фрески: Гойе позировали горожане, и от его своеобразных изображений в часовне буквально голова идет кругом! Невольно вспомнишь, что для художника это еще и времена создания диковатых сюжетов «Капричос»…
Фреска часовни Св. Антония Флоридского "Чудо Святого Антония"
1798, 550×550 см
Пустынь, или часовня Святого Антония Флоридского (Ermita de San Antonio de la Florida) на мадридской площади Глорьета построена в 1792−98 гг. Ее сооружение и оснащение — заказ короля Карлоса IV, поэтому Гойя был по-светски волен в воплощении своих смелых и оригинальных замыслов. На работу ушло полгода.
«Поклонение Святой Троице» — фреска
на своде центрального алтаря, а внутренняя роспись купола — «Чудо Святого Антония Падуанского». Она еще и объемная — удивительный «спецэффект» более, чем двухсотлетней давности! Все можно разглядеть в деталях, не утомляя шею от запрокидывания головы, благодаря специально расположенным зеркалам.
Франциско Гойя умер в Бордо в 1828 году. А его останки (голова художника, увы, была кем-то похищена) перезахоронены в пантеоне под основанием церкви в 1919. В 1928 часовня и вовсе была превращена в музей Гойи — рядом выстроили ее копию для совершения богослужений.
Что ж, теперь народный праздник в честь Святого Антония Падуанского, отмечаемый 13 июня, распространился и на американские просторы благодаря картине, послужившей делу создания поразительных, всемирно известных фресок.