войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»

Киев продолжает отмечать годовщину «Черного квадрата» Казимира Малевича. Столетию самой знаменитой картины ХХ века (а заодно, и 80-летию со дня смерти ее автора) посвящена теперь уже масштабная «Всеукраинская выставка абстрактной живописи», которая открылась в Центральном доме художника.
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
«Бог не скинут»: судя по увиденному, и спустя сто лет абстрактное искусство в Украине — в топе. Правда, теперь оно отдает, скорее, живописью Герхарда Рихтера и Марка Ротко, чем напоминает о супрематизме.
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
С той самой секунды, как в голову куратора Игоря Волощука пришла идея «Всеукраинской выставки абстрактной живописи», этот проект стал, наверное, самым невозможным из когда-либо осуществленных в Киеве и по всей Украине. Но г-н Волощук — еще и зам. Председателя правления НСХУ, «главный человек» в Центральном Доме художника, так что вернисаж, монументальнее которого была, разве что, первая киевская биеннале ARSENALE в Мыстецьком Арсенале, мог состояться. Ведь, что ни говори, а, чтобы отважиться собрать в одном проекте, и тем самым невольно сделать объектом взаимного сравнения, две сотни (!) исключительно «абстрактных» картин (на биеннале, хотя бы, присутствовали самые разные жанры ИЗО, скульптуры, а также медиа) сразу 120-ти (!) очень разных художников с разных концов Украины, нужно быть очень мужественным человеком (и, раз уж речь идет об абстрактном — с хорошим чувством юмора).
Петр Антип. Единство противоположностей. Красный камень. 2014 г.
Петр Антип. Единство противоположностей. Красный камень. 2014 г.
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
Куратор выставки, директор Дирекции выставок НСХУ, заместитель Председателя правления НСХУ Игор Волощук во время открытия проекта. Фото с официальной странички в сети Фейсбук.
«Казино» (2014) Петра Лебединца по праву занимает одно из центральных мест на выставке. Сам Лебедине

«Казино» (2014) Петра Лебединца по праву занимает одно из центральных мест на выставке. Сам Лебединец — один из самых известных в мире и дорогих современных украинских художников. О нем написаны книги и сняты фильмы. Но главное, потрясающие «чистые» цвета масштабных полотен Лебединца и в самом деле невозможно забыть, стоит хотя бы один раз увидеть «вживую».

Как бы поточнее описать впечатление от безграничного «домхудожнического» этажа, каждый погонный метр которого увешан «нефигуративными» полотнами «под Герхарда Рихтера» или Марка Ротко? «Безумству храбрых поем мы песню!» — пожалуй, эта, бессмертная фраза Максима Горького может служить идеальным слоганом для выставки. Оно и правда — безумие: заранее представляя себе кумулятивный эффект, все же пытаться презентовать в одной экспозиции «всю» украинскую абстрактную живопись за разные года, начиная с 1990-х. И такое же «сумасшествие» — в этой затее участвовать.
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
Юрий Гончаренко. Путешествие на ярко-желтом шаре в солнцепек. 2004 г.
Абстракции по-украински — это не только узнаваемые яркие цвета палитры, которая перекликается с народным искусством, напоминая и о влиянии «бойчукистов» и Григория Кричевского на украинских живописцев. Это еще и любовь к смешанной технике! Так, киевлянин Юрий Гончаренко (1964 г. р.) выложил свою картину, как мозаику — из смальты.
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
Иван Марчук. Из цикла «Взгляд в бесконечность», 2008.

Иван Марчук — художник-миф, фигура «с биографией», вокруг которой словно сам собой выстроился биографический миф о таланте, «пер аспера ад астра» побеждающем все невзгоды, включая даже злой рок, и до конца так и не понятом приземленными современниками. Что ж, гением пожилого живописца украинские газеты называют последние 15−20 лет. Некогда президент Ющенко участвовал в закладке первого камня в фундамент музея Ивана Марчука, но проект так и не был осуществлен. Что не мешает Марчуку и сегодня активно выставляться и писать все новые работы, объявляя о начале очередного периода в своем творчестве.
Юрий Вакуленко. Лестница в небо. 2014 г.

Юрий Вакуленко — не просто директор одного из трех ведущих


Юрий Вакуленко. Лестница в небо. 2014 г.


Юрий Вакуленко — не просто директор одного из трех ведущих украинских музеев изобразительного искусства, Русского музея. Он также известен как коллекционер и плодовитый художник. Выставки у Вакуленко проходят довольно регулярно, еще чаще он участвует в коллективных экспозициях.

К сожалению, многие из общепризнанных украинских авторов «нефигуратива» не решились поучаствовать в общем веселье. Проще даже назвать, кто из «имен» первого ряда в проекте есть, чем перечислить тех, кого нет. Где (заявленный, между прочим, в программе) «отец» украинского нефигуратива Тиберий Сильваши, а также его дочь и идейная наследница Илона Сильваши? Куда, спрашивается, делся еще один «живой классик», легендарный Игорь Янович? Как можно представлять отечественный «нефигуратив» без «художественного арьегарда» — Матвея Вайсберга и работ покойного Марка Гейко? Или без «ранней» Оксаны Чепелик? Наконец, без Александра Клименко? Владимира Будникова?.. Список можно продолжить. Тем более, что во времена повального увлечения трансавангардом в 1990-е в абстрактной живописи пробовал себя чуть не каждый первый отечественный художник, «актуальный» или нет.
Ну, а плюсом экспозиции, безусловно, стало присутствие в ней живописных работ таких мэтров, как Петр Лебединец, Иван Марчук, Петр Антип (его «Красный камень» служит одной из смысловых доминанат экспозиции в целом), Александр Дубовик (вторая «доминанта» проекта). Отметим участие в вернисаже Елены Рыжих, Сергея Савченко, Юрия Вакуленко…
Галина Ковоженец, Львов. Золотые двери. 2014 г.

Еще один пример влияния народного искусства на проф



Галина Ковоженец, Львов. Золотые двери. 2014 г.


Еще один пример влияния народного искусства на профессионального художника. К тому же - много золота!

Алла Алексеева, Киев. Цветная фантазия, 2013 г.
Алла Алексеева, Киев. Цветная фантазия, 2013 г.
Рекомендуемые художники
Игорь Дорош, Тернополь. В действии с… 2012 г.
Дан Есиненко, Киев. FIESTA. 2015 г.
Игорь Дорош, Тернополь. В действии с… 2012 г.

Дан Есиненко, Киев. FIESTA. 2015 г.
Сверху — работа, созданная не без влияния одного из самых известных представителей украинского авангарда-2, художника Игоря Яневича. Снизу — просматривается влияние Тиберия Сильваши. И Поллока, разумеется.
Николай Соколов, Киев. Город-2. 1996 г.
Николай Соколов, Киев. Город-2. 1996 г.
Даже не верится, что масляный этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
на картоне, написанный явно под влиянием кубизма (или вполне отечественного кубофутуризма!), сохранился и сегодня присутствует на выставке. Большинство работ 1990-х годов в десятилетие после распада СССР было вывезено из Украины за границу.
Разглядывая экспозицию, возникает вопрос о целостности концепции проекта. На выставке соседствуют, например, новые, не «пуантилистские», философские работы мэтра-«шестидесятника» Ивана Марчука и картины нонконформиста 1970-х Александра Дубовика, вполне современный высококачественный «салон» авторства директора Русского музея Юрия Вакуленко и полотна «гения цвета» Петра Лебединца, и т. д. Предположим, «куча всего», вывешенная напоказ одновременно, объясняется естественным желанием куратора продемонстрировать совсем уже весь «спектр» абстрактной живописи современной Украины. Но допустимо ли подобное смешение без попытки осмыслить все последовательно, и смешивать «бессюжетное» искусство «а-ля абстракции Рихтера» — с беспредметным «а-ля Малевич»?
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
Елена Рыжих. Зеленая композиция. Розовая композиция. (Обе — 1998 г.)

Елена Рыжих — дочь знаменитых художников-шестидесятников Виктора Рыжих и Галины Неледвы. Но известна она не этим: Елена — талантливый колорист и лирик в живописи. Ее картины — зеркально-точное отражение характера своего автора: тонкие, неброские, но с характером.
Александр Дубовик. Открытые двери, 2004 г.
Александр Дубовик. Открытые двери, 2004 г.
Имя Александра Дубовика обязательно войдет в учебники по истории искусства ХХ века. Но пока в Украине они только пишутся, есть возможность пообщаться с легендой художественного нонконформа лично во время одной из его выставок. Дубовик известен, как глубокий интеллектуал и очень интеллигентный человек.
Александр Дубовик. Фундаментальная мутация, 2012 г.
Александр Дубовик. Фундаментальная мутация, 2012 г.
Еще один виток того же вопроса о единстве концепции — поясню мысль на конкретном примере. Каждая геометрическая фигура на картинах Александра Дубовика имеет символическое значение, а в целом за его живописью стоит конкретная, весьма проработанная философская концепция. А Петр Лебединец «мыслит» цветом, и это не просто разные подходы к живописи, а отличные, можно сказать, ее эпохи, одна из которых тяготеет к авангарду-1 (Дубовик), а другая — просто-таки квинтессэнция авангарда-2. Но из экспозиции именно этого (разницы между «нефигуративами», тяготеющими к авангардизму, к трансавангарду, и просто к мещанскому лубку), не видно. В погоне за количеством работ «смешались в кучу кони, люди» — и сама история абстрактной живописи в Украине словно растворилась среди смешения работ. А жаль.

Олег Недошитко, Одесса. Проникновение 2013 г.
Олег Недошитко, Одесса. Проникновение 2013 г.
Как и многие коллеги сегодня, свою лиричную композицию одессит Олег Недошитко написал акриловыми красками. Не умаляю творческой концепции — просто подумала, что, действительно, цены на масло «кусаются». Времена, когда отечественные художники позволяли себе «лепить» картины из многих слоев масляной краски (особенно этим отличалась Западная Украина), теперь воспринимаются, как мифические.
Александр Белозор, Киев. Первый грех. 2014 г.
Александр Белозор, Киев. Первый грех. 2014 г.
Игорь Мельник, Киев. Впечатления, 2014 г.
Игорь Мельник, Киев. Впечатления, 2014 г.
Алексей Малых. Лунное затмение I, 2013 г.
Алексей Малых. Лунное затмение I, 2013 г.
Киевлянин Алексей Малых — еще один «живой классик» украинского контемпорари. В последнее время о нем слышно реже, чем про других коллег. Зря! Явно недооцененный мастер.
Владимир Батраков, Львов. Растительное, 2014 г.
Владимир Батраков, Львов. Растительное, 2014 г.
Леся Рось, Львов. Лето. Желтый квадрат. Из цикла «Времена года», 2008 г.
Леся Рось, Львов. Лето. Желтый квадрат. Из цикла «Времена года», 2008 г.
Вспоминаем о том, что мероприятие посвящено Казимиру Малевичу — «столпу» авангарда и основоположнику супрематизма, и предлагаем вам составить свои впечатления о вернисаже.
Рекомендуемые выставки и показы
И снова о Малевиче: в киевском Доме художника удивили, выставив две сотни «абстракций»
Выставка будет работать до 26 апреля 2015 г.