Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В феврале завершилась ретроспектива великого испанского живописца в Вене. И вот уже на афишах с известным портретом инфанты Маргариты значится«Париж»! И это отнюдь не банальные гастроли той же самой экспозиции. В чем же новый блеск вернисажа в Grand Palais — Большом Дворце? Одна из подсказок — заглавная иллюстрация нашего обзора…
119 работ Диего Веласкеса из музейных и частных коллекций собрано для экспозиции в Париже. Выставку,открывшуюся 25 марта,арт-обозреватели уже назвали«абсолютно беспрецедентной».
Шоу,которое продлится до 13 июля,отличается от Венского тем,что в Париже не располагали тем базисом картин Веласкеса,который хранится в Венской коллекции. Выставка в Австрии строилась вокруг имеющихся в музее полотен,в то время как организаторам французского вернисажа пришлось колесить по миру,собирая шедевры и устраивая их выездную сессию.
М-р Кенц(Mr. Kientz), хранитель испанской коллекции Лувра и один из организаторов выставки,провел два года,лавируя между музеями и частными коллекционерами,собирая жемчужины для создания«вернисажа года» в Париже.
Лондонская Национальная Галерея(London's National Gallery), Арт Институт Чикаго(Art Institute of Chicago), Музей Метрополитен(Metropolitan Museum of Art,Нью Йорк), Музей искусств,Бостон,Музей истории искусств,Вена — эти и другие собрания предоставили не только известнейшие полотна,но и ранние работы Веласкеса,и его известные портреты придворных шутов и карликов. Особенно интересны полотна,прибывшие из-за океана, — например,«Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом», хранящийся в Бостоне,европейская публика видит не часто.
Как видим,на вернисаже в Гранд Палас не обошлось без всемирно известных«хитов»: «Инфанта Маргарита в голубом» также прибыла из Вены и красуется на многочисленных рекламных афишах выставки.
Одно из самых известных в мире«изображений анонимной модели» хранится в Национальной галерее(Лондон): «Венера с зеркалом»(Venus del espejo) — еще один«хит» грандиозной ретроспективы Веласкеса в Париже.
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
римского Папы Иннокентия Х — тот самый,который получил легендарный отзыв портретируемого: «Чересчур правдиво!»(Troppo vero!).
Кстати,отзыв отзывом,однако награда последовала щедрая: художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне,осыпанном самоцветами.
Интересный«секрет» портрета: на письме,которое держит Папа в левой руке,написано«Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес,придворный живописец его величества,короля католического"
Вообще,это одна из огромных удач организаторов — заполучить из частной галереи Дориа-Памфили в Риме столь эпохальную работу для выставки! Основу коллекции в палаццо на виа дель Корсо составляют картины,приобретённые папой Иннокентием X.
Большинство работ Диего Веласкеса остались в Испании. Королевский дворец(Мадрид) предоставил для выставки в Париже восхитительную работу — «Белый конь».
Музей Прадо(Prado Museum) в Мадриде располагает наибольшей коллекцией работ Веласкеса,включая эпохальное полотно«Менины». Удача нынешнего вернисажа в том,что 7 из 48 хранящихся там работ художника привезены в Париж. «Менины», правда,не в их числе…
…однако,как видим,королевских особ на выставке хватает!
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Инфанты Маргариты 1654 года,той самой,что и на «Менинах»(иллюстрация слева). Работа из Лувра по происхождению и авторству все еще считается«неоднозначной». Отправленная Королем Филиппом IV сестре Анне,супруге французского монарха Луи XIII,картина долгие века считалась работой Веласкеса. Но позже ее отнесли к работе одного из ассистентов художника(«мастерская Веласкеса»). После недавней реставрации картины все тот же м-р Кинц(Mr. Kientz) объявил,что увидел достаточно доказательств в пользу версии создания картины… зятем художника Хуаном Мартинесом дель Масо(Juan Bautista Martinez del Mazo).
На выставке две картины помещены рядом: справа — работа Веласкеса с безупречным происхождением,гостья из венского музея. «Посетители сами могут их сравнить» — говорит куратор.
Среди сюрпризов выставки — еще и недавние открытия. «Обучение Девы»(La educacion de la Virgen) обнаружили в запасниках музея Йельского университета в США в 2010 году — полотно,написанное 18-летним Веласкесом в 1617 году в Севилье,было в плачевном состоянии. Авторство устанавливал куратор европейского искусства Музея изобразительных искусств Сан-Диего Джон Марчари(John Marciari) — манера письма,краски,холст… Он сравнивал работу с другими картинами Веласкеса того периода,исследовав и провенанс.
Картину в 1925 г. пожертвовали факультету искусств университета братья Генри и Рейнхэм Таунсхенд,выпускники Йеля. Унаследовав особняк деда,братья не отнеслись к оказавшейся там картине с особым трепетом — думали,что ее привез их отец-моряк. На реставрацию полотна,составлявшего некогда часть алтаря,и пострадавшего от наводнения в Севилье 1626 года,ушло три года.
Сомнения в авторстве все же оставались,но как бы то ни было — картина признана,ее с почетом показывали в Испании на выставке в пролом году. Теперь работа показана на выставке среди шедевров Веласкеса в Париже.
«Идея состояла в том,чтобы освежить впечатления о Веласкесе,предоставив публике новое исследование» — это касается и подачи работ на выставке,и их состава. Влияние Караваджо на творчество Веласкеса,и влияние самого Веласкеса на творчество импрессионистов(«Величайший из великих» — так называл испанца Эдуард Мане) — вот некоторые темы,которые представляют зрителям в Париже.
Заметим,в подкрепление заявленных тезисов — картины упомянутых мастеров. «Как легко поместить две иллюстрации рядом в книге — намного сложнее устроить так,чтобы две картины висели рядом на реальной выставке» — заслуженно гордится своими организаторскими успехами м-р Кенц.