Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Выставка Веласкеса в Париже: дополненная, расширенная, и с Папой!

Мне нравится4       0  
В феврале завершилась ретроспектива великого испанского живописца в Вене. И вот уже на афишах с известным портретом инфанты Маргариты значится «Париж»! И это отнюдь не банальные гастроли той же самой экспозиции. В чем же новый блеск вернисажа в Grand Palais — Большом Дворце? Одна из подсказок — заглавная иллюстрация нашего обзора…
119 работ Диего Веласкеса из музейных и частных коллекций собрано для экспозиции в Париже. Выставку, открывшуюся 25 марта, арт-обозреватели уже назвали «абсолютно беспрецедентной».
Шоу, которое продлится до 13 июля, отличается от Венского тем, что в Париже не располагали тем базисом картин Веласкеса, который хранится в Венской коллекции. Выставка в Австрии строилась вокруг имеющихся в музее полотен, в то время как организаторам французского вернисажа пришлось колесить по миру, собирая шедевры и устраивая их выездную сессию.
М-р Кенц (Mr. Kientz), хранитель испанской коллекции Лувра и один из организаторов выставки, провел два года, лавируя между музеями и частными коллекционерами, собирая жемчужины для создания «вернисажа года» в Париже.
Лондонская Национальная Галерея (London's National Gallery), Арт Институт Чикаго (Art Institute of Chicago), Музей Метрополитен (Metropolitan Museum of Art, Нью Йорк), Музей искусств, Бостон, Музей истории искусств, Вена — эти и другие собрания предоставили не только известнейшие полотна, но и ранние работы Веласкеса, и его известные портреты придворных шутов и карликов. Особенно интересны полотна, прибывшие из-за океана, — например, «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом», хранящийся в Бостоне, европейская публика видит не часто.
Бостон — Вена: «встреча» двух портретов Бальтасара Карлоса кисти Веласкеса — на выставке в Париже.
Как видим, на вернисаже в Гранд Палас не обошлось без всемирно известных «хитов»: «Инфанта Маргарита в голубом» также прибыла из Вены и красуется на многочисленных рекламных афишах выставки.
Одно из самых известных в мире «изображений анонимной модели» хранится в Национальной галерее (Лондон): «Венера с зеркалом» (Venus del espejo) — еще один «хит» грандиозной ретроспективы Веласкеса в Париже.
Написанный Веласкесом в 1650 году портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше римского Папы Иннокентия Х — тот самый, который получил легендарный отзыв портретируемого: «Чересчур правдиво!» (Troppo vero!).
Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия Х


Кстати, отзыв отзывом, однако награда последовала щедрая: художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами.

Интересный «секрет» портрета: на письме, которое держит Папа в левой руке, написано «Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического"

Вообще, это одна из огромных удач организаторов — заполучить из частной галереи Дориа-Памфили в Риме столь эпохальную работу для выставки! Основу коллекции в палаццо на виа дель Корсо составляют картины, приобретённые папой Иннокентием X.
Большинство работ Диего Веласкеса остались в Испании. Королевский дворец (Мадрид) предоставил для выставки в Париже восхитительную работу — «Белый конь».
Музей Прадо (Prado Museum) в Мадриде располагает наибольшей коллекцией работ Веласкеса, включая эпохальное полотно «Менины». Удача нынешнего вернисажа в том, что 7 из 48 хранящихся там работ художника привезены в Париж. «Менины», правда, не в их числе…
…однако, как видим, королевских особ на выставке хватает!
Еще одна реликвия нынешнего шоу — портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Инфанты Маргариты 1654 года, той самой, что и на «Менинах» (иллюстрация слева). Работа из Лувра по происхождению и авторству все еще считается «неоднозначной».
Отправленная Королем Филиппом IV сестре Анне, супруге французского монарха Луи XIII, картина долгие века считалась работой Веласкеса. Но позже ее отнесли к работе одного из ассистентов художника («мастерская Веласкеса»). После недавней реставрации картины все тот же м-р Кинц (Mr. Kientz) объявил, что увидел достаточно доказательств в пользу версии создания картины… зятем художника Хуаном Мартинесом дель Масо (Juan Bautista Martinez del Mazo).
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в белом платье
На выставке две картины помещены рядом: справа — работа Веласкеса с безупречным происхождением, гостья из венского музея. «Посетители сами могут их сравнить» — говорит куратор.
Среди сюрпризов выставки — еще и недавние открытия. «Обучение Девы» (La educacion de la Virgen) обнаружили в запасниках музея Йельского университета в США в 2010 году — полотно, написанное 18-летним Веласкесом в 1617 году в Севилье, было в плачевном состоянии. Авторство устанавливал куратор европейского искусства Музея изобразительных искусств Сан-Диего Джон Марчари (John Marciari) — манера письма, краски, холст… Он сравнивал работу с другими картинами Веласкеса того периода, исследовав и провенанс.

Картину в 1925 г. пожертвовали факультету искусств университета братья Генри и Рейнхэм Таунсхенд, выпускники Йеля. Унаследовав особняк деда, братья не отнеслись к оказавшейся там картине с особым трепетом — думали, что ее привез их отец-моряк. На реставрацию полотна, составлявшего некогда часть алтаря, и пострадавшего от наводнения в Севилье 1626 года, ушло три года.

Сомнения в авторстве все же оставались, но как бы то ни было — картина признана, ее с почетом показывали в Испании на выставке в пролом году. Теперь работа показана на выставке среди шедевров Веласкеса в Париже.
«Идея состояла в том, чтобы освежить впечатления о Веласкесе, предоставив публике новое исследование» — это касается и подачи работ на выставке, и их состава. Влияние Караваджо на творчество Веласкеса, и влияние самого Веласкеса на творчество импрессионистов («Величайший из великих» — так называл испанца Эдуард Мане) — вот некоторые темы, которые представляют зрителям в Париже.

Заметим, в подкрепление заявленных тезисов — картины упомянутых мастеров. «Как легко поместить две иллюстрации рядом в книге — намного сложнее устроить так, чтобы две картины висели рядом на реальной выставке» — заслуженно гордится своими организаторскими успехами м-р Кенц.
Оценить их по достоинству можно до 13 июля в великолепном Grand Palais (Большом Дворце) Парижа.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP