Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Выставка закарпатского художника Золтана Мички в Киеве. Как нарисовать вечность?

  2 
В фокусе нашего репортажа — закарпатская школа живописи и ее яркий представитель Золтан Мичка. В Киеве в выставочном зале Академии искусств проходит выставка картин мукачевского художника. Глядя на его работы, вспоминаем Париж, Мюнхен, Будапешт, нодьбанские пленэры, и «проходим школу» знаменитых европейских педагогов вслед за Добужинским и Грабарем. Приглашаем на яркую экскурсию!
О творчестве Золтана Мички, самобытной школе закарпатцев, история которой связана с европейским искусством, о неразрывных связях в культуре между прошлым и настоящим нам рассказал профессор, искусствовед Александр Касьянович Федорук.
Картины Золтана Мички — это философские размышления о духовной жизни человека, об исторических связях с традициями, о своих корнях. В каждом поколении Золтана в семье были священники, поэтому поиск духовного у него в генах. Его картины дают импульс к нашим собственным ассоциациям, хотя названия картин точно передают послание самого художника — «Духовное возрождение», «Вечность», «Реликвия».
Золтан Федорович Мичка. Историческое Мукачево - I


Например, «Историческое Мукачево» означает разрыв многовековой традиции. Эти каменные плиты с еврейскими надписями напоминают те скрижали с Божьими заповедями, которые Моисей получил от Бога, и которые были разбиты.

Творчество Золтана Мички относят к нефигуративной живописи. У него очень сложный и изысканный цвет, с которым художник постоянно экспериментирует, а живопись невероятно многослойна. За этим художником стоит очень мощная и интересная школа.
Золтан Федорович Мичка. Старый город - ІІ

Вначале вспомним, что Закарпатские земли с конца XIX века и почти до середины XX века входили в состав разных государств — до 1918 года — в состав Австро-Венгрии, в 1920—1937 — Чехословакии, и только в 1945 году Закарпатье — часть советской Украины. Конечно же, такая тесная связь с Восточной Европой повлияла на культуру и искусство этого края. Закарпатцы учились не в школах Киева, Харькова или Одессы, и не в Петербургской Академии искусств, как художники центральной Украины, они получали образование в европейских столицах.

Основатель закарпатской школы — Адальберт Эрдели (1891−1955). Он учился в Академии искусств в Будапеште. В этом городе Адальберт знакомился с западным искусством — в Буде в Королевском замке он видел картины старых мастеров, в Пеште — в Музее изобразительных искусств знакомился с произведениями французских романтиков и импрессионистов. Позже художник почти 10 лет жил и работал в Мюнхене и Париже.

В 1927 году Эрдели вместе с Иосифом Бокшаем основали художественную школу в Ужгороде, первую школу на Закарпатье. И безусловно, там воспитывались будущие художники в традициях западноевропейского искусства. Выпускники школы далее продолжали учиться во Франции, Германии, Венгрии и Польше.
Огромное влияние на художников-закарпатцев имели известные венгерские педагоги — Шимон Холлоши и Антон Ажбе. Если Париж занимал первое место там, где развитие изобразительного искусства привело к появлению барбизонцев и импрессионистов, которые работали не только в мастерских, но и на природе, то на втором месте по новациям и по дальнейшему развитию пленэрной живописи был Мюнхен, который называли «Баварскими Афинами». Именно здесь работали Холлоши и Ажбе в частных художественных студиях.
Шимон Холлоши (1857−1919) был выдающимся педагогом. В его школу-студию в Мюнхене приезжали учиться не только из Европы, но также из России и Закарпатья. Например, у Холлоши учились Г. Нарбут, М. Добужинский, В. Фаворский, К. Петров-Водкин, И. Грабарь.
Холлоши также разрабатывал пленэрную живопись, у него был свой метод, построенный на точном воспроизведении натуры через анализ форм предметов. В 1896 году Холлоши основал пленэрную школу в Нодь Бань (Румыния), где в весенне-летний период он работал со своими учениками, среди них был и Адальберт Эрдели. В историю искусства эта школа вошла под названием «нодьбанская школа». Последнюю школу Холлоши основал в Тячеве (сейчас Украина), где художник жил до последних своих дней.
Творчество Золтана Мички органично продолжает традиции закарпатской школы. Художник родился в 1946 году, он не учился у Эрдели, Холлоши, но их методы, их открытость к новым поискам и свежий взгляд на идущее вперед искусство, мукачевский художник освоил, соединив с неповторимым колоритом карпатского края.
Выставка картин Золтана Мички проходит в выставочном зале Национальной Академии искусств в Киеве на улице Воровского, 20 и открыта до 20 апреля 2015 года.
  2 
 Comments
To post comments log in or sign up.