Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Одесса… Шестидесятые… Картина маслом! Музей современного искусства Одессы проводит выставку работ современных одесских художников,которую первоначально хотели назвать«Коллекция длиною в жизнь». Так ее собирали Елена и Семен Верник, — картины Егорова,Дульфана,Сычева,Стрельникова,Хруща,Ястреб… Ну,а нынешний вернисаж — это большая прогулка,насыщенная красочными образами,еще и с декорациями.
Елена Верник,Семен Кантор и Семен Верник на открытии выставки
Коллекционеры — люди негромкие. Но, — говорит Семен Кантор,директор Музея современного искусства Одессы(МСИО), — знали… люди осведомленные знали о коллекции Елены и Семена Верника. Знали те,кто тогда — почти полвека назад — были молодыми,собирались большими компаниями,слушали«неофициальных» бардов,«неофициальных» поэтов и спорили о «неофициальном» искусстве своих друзей-художников — Юрия Егорова,Людмилы Ястреб,Валентина Хруща,Станислава Сычева,Владимира Наумца…
Фотографии этих шумных компаний и застолий предваряют открывшуюся 21 марта в Музее современного искусства выставку«Коллекция. Made in Odessa». Да,собственно,все они — эти молодые люди 60-х годов прошлого века — Евгений Голубовский,Феликс Кохрихт,Александр Бирштейн,Елена и Семен Верники да и сами художники — стали коллекционерами.
Работы дарились,покупались за относительно небольшие деньги и даже выигрывались. Коллекционер Александр Бирштейн рассказывает,что,когда не хватало денег на выпивку,устраивалась лотерея: билеты стоили 5 рублей,выигрышный лот — чья-то картина или рисунок. Все раскупали билеты,выигравшему счастливцу доставалась картина,а всей компании — бутылка и «закусь»!
Семен Верник вспоминает,что позже — после выставки на Грузинской,в Москве,стало ясно,что их друзья-художники начинают обретать признание,а их работы — цену. Но и новая цена была относительно доступной — размером с зарплату инженера.
«В Одессе появилась целая плеяда очень талантливых авторов,оказавших огромное влияние на современное искусство на всем постсоветском пространстве», — Александр Соловьев,заместитель генерального директора комплекса«Мистецький Арсенал».
Одесские нонконформисты,пренебрегавшие четкостью форм и пропорций,игравшие цветом,а не светом,не вписывались в каноны советского искусства и не были пожалованы вниманием маститых членов Союза художников.
Первой«громкой» заявкой на существование этого несоцреалистического искусства стала«заборная выставка».
Валентин Хрущ и Станислав Сычев в 1967 году в знак протеста против выставкомов,которые не пропускали их работы на выставки,развесили два десятка своих картин на строительном заборе возле Оперного театра и мелом написали на заборе«Хрущик+Сычик».
Этому событию в МСИО посвящена часть постоянной экспозиции с имитацией того самого забора.
На время экспонирования коллекции семьи Верник весь первый этаж музея отдан сотоварищам бунтовщиков 60-х.
Здесь и Валерий Басанец,с его исчезающей,почти растворяющейся в фоне живописью. И его друзья — Александр Ануфриев и Владимир Стрельников,вместе с Маринюком запечатленные Басанцом на портрете«Бородачи».
В. Басанец,«Те,которые слышат»
Владимир Стрельников — один из любимых в коллекции,признается Семен Верник. В то время,как Елена Верник сетует,что поначалу его работы подавляли ее — ведь ее подход к собиранию картин был интерьерный — чтобы радовало глаз: картины заполняют всю квартиру,даже коридор,и под их «взглядом» надо же как-то жить…
Большинство работ Стрельникова,представленных на выставке,светлые — не только по гамме,но и по ощущению,да и названия — «Прогулка», «Прогулка с друзьями», «Прогулка в Одессе,в августе», и — демонстрация такого слитно-сросшегося родственно-дружественного единства. Впрочем, — добавляет Семен Верник — Юрий Егоров до последних дней называл работы Стрельникова«линолеум».
Сам Маэстро — Егоров, — представлен в коллекции работой«Ланжерон. Море», в искрящуюся воду которого хочется разбежаться и прыгнуть.
Море — вообще особенная тема в творчестве Егорова,для него это символ свободы,но не пугающий своей необузданностью,а завораживающий,изумляющий и влекущий. Егоров работал в разных техниках и жанрах — занимался витражами,гобеленами,создавал эскизы скульптурных и архитектурных объектов. Но главное — он стал лидером новой одесской художественной школы,разработал ее теоретические основы,привил эти взгляды своим многочисленным ученикам и последователям.
На выставке много работ провозвестника одесского андеграунда — Валентина Хруща,чуть меньше — Станислава Сычева.
«Рита», А. Ануфриев
А вот — рядышком три портрета — Рита. Рита Ануфриева-Жаркова — муза для многих художников этого круга. Какие разные портреты! Какие несхожие грани уловили взгляд и кисть двух художников — Валентина Хруща и Александра Ануфриева! Для одного она — вызывающе пышная,«плотская», а для другого — мятущаяся,с искрящими синими глазами.
«Рита», В. Хрущ
Театрален и контрастен в цветовых предпочтениях Евгений Рахманин(«Рахман» — называют его по-свойски владельцы коллекции).
Неожиданно театральна и работа Хруща«Цыган», расположенная в этом же зале.
Коллекция Верников пополняется все эти годы — вплоть до сегодняшних дней. Один из залов полностью заполнен работами Михаила Черешни.
Художник не был замечен на «квартирниках», да и персональная выставка у него была лишь единожды. Михаил проплывает среди шумной толпы на открытии в МСИО,как«Летучий голландец» — высокий и сутулый — «непубличный человек», как говорит он сам о себе. Его картины узнаваемы именно этой«непубличной» фигурой — где-нибудь«у притолоки», без глаз — как видит себя человек«внутренним» взглядом,этакий ди-станционный смотритель. Тем более неожидан его портрет дочери,напоенный густым синим.
Николай Степанов представлен в коллекции Верников живописными работами(в том числе), ведь главное его призвание и признание — скульптура. Самые известные и любимые для одесситов работы Степанова — это скульптуры«Петя и Гаврик»(посвященная персонажам повести Валентина Катаева«Белеет парус одинокий» и установленная на площади Веры Холодной) и камерная композиция«Будущему гению» в Саду скульптур Литературного музея.
Но любимым материалом Степанова было дерево,и один из впечатляющих экспонатов выставки — деревянная скульптура«Пра» — цветная и раздольная — с летящими по ветру чубом и усами и уходящим ввысь копьем воинственного предка.
«Пра», Н. Степанов
Ученик Хруща и Сычева Юрий Плисс,художник-кукольник,маленьким шедевром«Букет» навевает воспоминания о театрально-Дягилевских сезонах«Мира искусства».
Нашлось в коллекции место и работам Людмилы Ястреб,Люсьена Дульфана,Юрия и Андрея Коваленко.
Оксана Спиндовская — современная художница,ученица Егорова. Рожденная в 1972 году в Кишиневе,она вполне вписалась в 21 век и в Одессу — тонким юмором и изысканной графикой своей живописи.
А Елена Щекина — и вовсе дитя нового века — поразила художественное пространство Одессы своей серией работ«в ритме танго», а коллекцию Верников обогатила горячим ярко-красным«Объятием».
Известный одесский художник Александр Ройтбурд на вернисаже(его интервью Артхиву — еще одна интересная встреча)
… Все это сделано в Одессе. И если в МСИО выставка«Коллекция. Made in Odessa» продлится лишь до 20 апреля,то одесский темперамент художественной жизни обещает длиться«forever».
Фото Олега Владимирского,несколько фото — автора обзора.