Эпохальное событие состоялось в Национальной художественной галерее столицы США. Некогда три полотна великого фламандца Питера Пауля Рубенса были созданы по единому замыслу и… заказу. Старинный друг-печатник и современные препоны завещания дарителя одного из полотен — как удалось собрать вместе три жемчужины?
Эти картины — особенные, еще и из-за своей истории, которая позволяет нам немого узнать не только легендарного художника, но и «реального» Рубенса — человека, друга… История картин и выставки — следует.
В Антверпене Рубенс со школьной скамьи дружил, а позже — еще и сотрудничал с Бальтазаром Моретусом (Balthasar Moretus the Elder, 1574−1641), владельцем крупнейшей в Европе типографии «Плантин-пресс» (в настоящее время там действует музей типографского дела, где хранятся и работы Рубенса).
Примечательное имя, не так ли? Что ж, Мортеуса назвали в честь одного из волхвов, а его старших братьев — именами двух других, обычное дело тогда в Антверпене.
Бальтазар, Гаспар, Мельхиор… Книгопечатник, для которого Рубенс выполнял немало иллюстраций для книг, заказал живописцу создать нечто особое. Три брата, три волхва, три континента — Европа, Азия и Африка, — и три возраста мужчины. Замысел был воплощен в 1618 году.
Почти 300 лет эти картины — символ настоящей дружбы двух значимых культурных деятелей 17 века, оставались неразлучны. А в 1881 году попали на аукцион в Париже. С тех пор вместо одной стоит прослеживать три истории.
Один из трех Волхвов (Гаспар)
1620, 66.8×52.3 см
В итоге «Мельхиор» оказался в Национальной Галерее (Вашингтон), старец «Гаспар» — в музее Пурто-рико (Puerto Rico’s Museo de Arte de Ponce), а юный «Бальтазар» — в том самом Музее-типографии Plantin-Moretus Museum в Антверпене.
Думаете, самым «недостижимым» в наши дни был пуэрориканец? Отнюдь: «Гаспар» и «Бальтазар» недавно гостили вместе именно в Пуэртто Рико, а «Мельхиор» не смог присоединиться из-за своего «невыездного» статуса. Национальная Галерея в Вашингтоне в 1943 году получила эту картину из коллекции Честера Дейла (Chester Dale Collection) в подарок, с одим лишь условием — полотно не должно покидать стен музея.
Какие процессы происходили «за кулисами» музеев и коллекций, но возможное единственное решение было воплощено в жизнь. Если Мельхиор не идет к Гаспару и Балтазару — значит они идут к Мельхиору! И куратор говорит об этом чуть ли не со слезами восторга на глазах.
Какие процессы происходили «за кулисами» музеев и коллекций, но возможное единственное решение было воплощено в жизнь. Если Мельхиор не идет к Гаспару и Балтазару — значит они идут к Мельхиору! И куратор говорит об этом чуть ли не со слезами восторга на глазах.
«Они не видели друг друга с 1881 года, более 130 лет — эта встреча совершенно восхитительна!» — эмоции куратора Артура К. Уилока (Младшего) можно разделять до завершения выставки «Питер Пауль Рубенс: воссоединение трех волхвов» 5 июля.