Казимир жив: как в Киеве отметили "квадратный" юбилей. Малевич-парк, селфи и балет - супреметический!
В киевской Академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) отпраздновали 100-летие супрематизма, реконструировав выставку «0,10», на которой Казимир Малевич когда-то презентовал супрематические полотна. Само старинное здание бывшего художественного института на время превратилось в памятник пламенному Казимиру — внутри и снаружи.
Ногу на ногу положив, Казимир сидит. Он жив. Перефразируя стихотворение Даниила Хармса (ведь на самом деле, как о «вечно живом» тот написал о поэте Велимире Хлебникове, а в память художника Казимира Малевича составил мрачно-возвышенный, в духе Ветхого Завета, гимн «На смерть Казимира Малевича«), мы получим, пожалуй, самое лаконичное и точное описание того, как в современном Киеве относятся к автору «Черного квадрата».
По степени популярности уроженец украинской столицы, в юности учившийся здесь в студии Александра Мурашко, а затем, в 1928 -1930 гг., и сам преподававший в киевском художественном институте, сегодня превзошел даже другого знаменитого на весь мир киевлянина — Михаила Булгакова. Тем более, что, Казимир Малевич даже назывался украинцем и писал по-украински свои теоретические статьи, которые публиковал в знаменитом харьковском журнале «Нова Генерация». И, что не менее важно, он использовал в своем творчестве украинские мотивы (к примеру, обыгрывая мотив народных кукол-«мотанок») и колористику. Хотя сам был поляком, крещенным в до сих пор действующем в Киеве (он находится возле Майдана Независимости) Александровском костеле.
По степени популярности уроженец украинской столицы, в юности учившийся здесь в студии Александра Мурашко, а затем, в 1928 -1930 гг., и сам преподававший в киевском художественном институте, сегодня превзошел даже другого знаменитого на весь мир киевлянина — Михаила Булгакова. Тем более, что, Казимир Малевич даже назывался украинцем и писал по-украински свои теоретические статьи, которые публиковал в знаменитом харьковском журнале «Нова Генерация». И, что не менее важно, он использовал в своем творчестве украинские мотивы (к примеру, обыгрывая мотив народных кукол-«мотанок») и колористику. Хотя сам был поляком, крещенным в до сих пор действующем в Киеве (он находится возле Майдана Независимости) Александровском костеле.
Ответ на вопрос «Откуда есть пошел Малевич?» в Киеве сомнений не вызывает.
Работы с выставки.
Ну, а сегодня в Киеве есть улица Казимира Малевича (бывш. Боженко). Ему на Аллее Казимира Малевича, установлен «супрематический» памятник (автор — Дмитрий Антонюк), а рядом проходят выставки опен-эйр современного искусства. Молодые художники гордятся, став номинантами престижной Премии Малевича, которую в 2008-м (год 130-летия со дня рождения пламенного Казимира) основал и вручает Польский институт в Киеве. Про Малевича-украинца выходят книги. И еще недавно планировался масштабный международный выставочно-исследовательский проект его памяти (увы, планам Мистецького Арсенала и «главного исследователя авангарда в Украине» Дмитрия Емельяновича Горбачева, занимавшихся его осуществлением, помешали нынешние события). Самым крупным коллекционером работ художника остается легендарный Игорь Дыченко (искусствовед, художник).
Обложки монографий Дмитра Горбачева и Жан-Клода Маркаде, посвященных Казимиру Малевичу.
Собственно, он и стал одним из инициаторов невиданного доселе в Киеве события: реконструкции в НАОМА (Национальной академии живописи и архитектуры Украины) выставки «0,10», на которой Малевич когда-то презентовал супрематичные полотна. Одновременно, отпраздновали 100 лет со дня «изобретения» творцом супрематизма. И… торжественно включили портрет
мэтра в галерею изображений знаменитых преподавателей Академии!
Среди объявлений в холле Академии — приглашение на экскурсию «Киевский квадрат Малевича».
Все оказалось необычным на этой выставке! Начиная с Малевич-парка из репродукций наиболее известных «супрематических» работ мэтра, через который надо было пройти, чтобы попасть в НАОМА…
…и до баннера с автопортретом Казимира, украсившего фасад помнящего его здания:
Оформление холла:
…И одетые в черные, аки квадраты, майки, классические статуи в коридорах бывшего худинститута:
На официальном открытии выставки был показан «супрематический балет» (несколько рассмешивший присутствующих)…
(Фото с официальной странички НАОМА в фейсбуке)
Презентовали проект «суперматического» Малевич-центра, который, по замыслу его автора, архитектора Дмитрия Антонюка, однажды должен появиться на Аллее Малевича:
Ну, а оригинал Казимира, увы, среди увеличенных красочных копий затесался всего один. И на его фоне, прямо, как в Лувре возле Джоконды, все фотографировались:
Увы, как только закончилась официальная часть, выставку объявили… закрытой! И первым делом, от греха подальше, унесли ту самую композицию без названия.
— Ну, так сейчас Малевич вообще нигде не выставляется в Украине! А у нас — оригинал! Ну и что, что недолго простоял! — гордо объяснили мне местные студенты.
— Ну, так сейчас Малевич вообще нигде не выставляется в Украине! А у нас — оригинал! Ну и что, что недолго простоял! — гордо объяснили мне местные студенты.
По следам Малевича. Скульптура: Карлос Гарисия Лаос. «Симбиозис».
Шустрые девчонки-студентки тут же принялись демонтировать экспозицию. Тем временем, число посетителей праздника, начавшегося в 13−30 в будний день, а к трем пополудни блистательно закончившегося, не уменьшалось. В НАОМа шли и шли киевляне всех возрастов.
К Казимиру. Живому. Нашему.
… В тот день в городе одновременно открылось чуть не с десяток выставок, и все — художников значительных и важных. Публика металась с одной на другую… И там, и сям слышалось и обсуждалось: «А что в НАОМА, видели? А балет, балет — как вам? Супрематический?..» Более чем!
К Казимиру. Живому. Нашему.
… В тот день в городе одновременно открылось чуть не с десяток выставок, и все — художников значительных и важных. Публика металась с одной на другую… И там, и сям слышалось и обсуждалось: «А что в НАОМА, видели? А балет, балет — как вам? Супрематический?..» Более чем!