Фурии, летающие по воздуху и поедающие младенцев — «в свободное от работы время» придворный художник испанских королей увлекался рисованием настоящего хоррора! Церковная цензура была сурова, что заставляло Гойю хранить альбом в тайне. В наши дни лондонская галерея Курто (The Courtauld Gallery) впервые собрала все рисунки автора из альбома «Ведьмы и старухи» воедино. Ужас? То ли еще будет
Темная сторона Гойи
Наверное, все вздрагивали при виде успевшего стать хрестоматийным «Сатурна, пожирающего своих детей» кисти Франсиско Гойя (Francisco José de Goya) (1746 — 1828), который хранится в музее Прадо. Художник пощекотать нервы любил: серия «Мрачные картины» — прямое тому доказательство. Страдая от изнурительной болезни, дававшей о себе знать мигренями, параличами, а вскоре и лишившей художника слуха, он начал работать над серией художественных дневников, в которых фиксировал свои мрачные мысли. При этом Гойя оставался в титуле первого придворного живописца испанской короны.
Сон доброй ведьмы (фрагмент)
1823, 23.4×14.6 см
Искусствоведы уверены, что в сатирических и фантасмагорических образах наиболее полно раскрывается талант Гойи как, своего рода, карикатуриста, высмеивающего характеры и нравы, гротескно изобличающего темную сторону человечества. Яркий тому пример — серия офортов «Капричос», едко насмехающаяся над социальными устоями Испании XVIII века.
Рисунки, представленные на выставке «Ведьмы и старухи», населены кошмарными фигурами и персонажами страшных сказок. При жизни Гойя показывал их только близким друзьям, опасаясь, что о таких плодах его творчества прознают церковники. Художник создавал изображения иногда прямо на стенах, уединившись в доме вдалеке от Мадрида и прибывая в тяжелой депрессии.
Символично, что на последней странице альбома Гойя изобразил фигуру пожилого человека, опирающегося на две палки, и подписал ее: «Не могу больше продолжать…»
"Он не может дальше..."
1823, 23.3×14.4 см
На шабаш в Лондон
После смерти художника в 1828 году рисунки из восьми «страшных» альбомов, каждый из которых Гойя озаглавил буквой алфавита от, А до H, были разбросаны по музеям и частным коллекциям. Это первая выставка с тех пор, собравшая всех ведьм и старух на 22 работах из альбома D, созданного с 1819 по 1923 год. Кстати, один из рисунков находится в постоянной экспозиции галереи Курто, поэтому администрации выступила с инициативой собрать всех ведем на «шабаш».
"Ликование"
1823, 23.7×14.8 см
Старухами персонажи названы довольно условно. Это, скорей, демоны или призраки, смеющиеся и гримасничающие. А может это и сам Гойя?
"Он просыпается, раздавая пинки"
1803, 23.6×14.6 см
На рисунке «Злая женщина» страшное существо с лысым черепом, похожее, на вампира, собирается съесть ребенка. Спокойная точность мазков Гойи создает леденящее ощущение, что он на самом деле увидел это. Людоед выглядит пойманным с поличным: отвлеченный от трапезы внезапным свидетелем, смотрит прямо на художника.
Не боитесь такой компании? Тогда поспешите в галерею Курто. Экспозиция продлится до 25 мая.
Ночной кошмар (фрагмент)
1823, 13×14.5 см
Помимо ценных рисунков, на лондонской выставке можно увидеть офорт из знаменитейшей серии «Капричос» — «Сон Разума рождает чудовищ». Сам автор написал следующее пояснение к работе: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
Как найти?
Галерея Курто (The Courtauld Gallery) расположена по адресу London, WC2R 0RN, Strand, Somerset House, The Courtauld Institute of Art. Ближайшая станция метро — Тэмпл.
Галерея Курто (The Courtauld Gallery) расположена по адресу London, WC2R 0RN, Strand, Somerset House, The Courtauld Institute of Art. Ближайшая станция метро — Тэмпл.